Posted 3 февраля 2016,, 15:30

Published 3 февраля 2016,, 15:30

Modified 31 марта, 04:29

Updated 31 марта, 04:29

России надоели чужие капризы

3 февраля 2016, 15:30
Переговоры по Сирии провалились из-за требования вывода российских войск и продолжающегося противостояния Москвы и Анкары.

Консультации в Женеве по сирийскому урегулированию вновь не дали результата. Россия жалуется на «капризных» людей. В реальности оказалось, что представители оппозиционных сирийских боевиков договариваться с Москвой вообще не намерены.

В Сирии продолжается российско-турецкое противостояние. Это главная проблема последних месяцев. Россия прямо говорит, что основной проблемой сейчас считает контрабанду через турецкую границу. «Упомяну, что ключевым компонентом для того, чтобы прекращение огня работало, является одна из наиболее острых задач — перекрытие контрабанды через турецко-сирийскую границу, которая подпитывает боевиков, и без пресечения которой трудно рассчитывать, что действительно режим прекращения огня сможет состояться», - заявил, в частности, глава МИД России Сергей Лавров по итогам очередных провалившихся консультаций по мирному урегулированию в Сирии.

Идея на этот раз была в том, чтобы все силы, которые не являются союзниками «Исламского государства» (ИГ, террористическая организация, запрещенная в РФ), договорились о взаимном прекращении огня. Речь, в первую очередь, идет об остатках сирийской регулярной армии и полиции, которые подчиняются президенту Башару Асаду, а также поддерживающих его отрядах боевиков ливанской организации «Хизбалла» и бойцах иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР), которые, по данным ливанских и западных медиа, также присутствуют в Сирии.

Вторая крупная группа — сирийские курды. Они утверждают, что контролируют около 15% территории страны. Наконец, третья группа условно объединяется под названием Сирийская свободная армия. Это разрозненные отряды светской и умеренной исламской оппозиции Башару Асаду. Есть еще американский, российский, турецкий, французский и другие иностранные военные контингенты.

Все эти группировки воюют друг с другом и, одновременно, с ИГ. По данным, которые привел курдский представитель на публичной дискуссии в Праге, проходившей в тот же день, что и консультации в Женеве, ИГ сохраняет за собой около 50% территории страны, то есть его территориальный и человеческий потенциал сопоставим с тем, что контролируют все участники женевской встречи вместе взятые.

Тем не менее, дорогу к мирному соглашению найти не получается. Как отметила на пражской дискуссии эксперт чешской Ассоциации по международным вопросам Зора Гесова, проблема в том, что бессмысленно вести диалог как с эмигрировавшими из Сирии политиками, поскольку они ничего не контролируют, так и с действующими боевиками, потому что у них очень низкая договороспособность. «Решить проблему могли бы зарубежные спонсоры сирийских групп», - полагает Гесова. По ее мнению, это Россия, Турция, Катар и некоторые другие государства. Однако, как считает эксперт, с их стороны в прекращении сирийской войны заинтересованности не наблюдается.

Собственно, это и показала очередная женевская встреча. Россия демонстративно сообщила, что ее сирийским союзникам в провинции Алеппо удалось отрезать от основной части страны повстанцев, ориентирующихся на Турцию, и воюющих как против Асада, так и против «Исламского государства». При этом Сергей Лавров заявил, что Москва не видит смысла прекращать свою авиационную операцию в Сирии пока не уничтожено ИГ, несмотря на то, что сирийская оппозиция утверждает, что российские самолеты бомбят их, а не позиции исламистов.

В свою очередь приехавшие на этот раз в Женеву представители сирийских полевых командиров сразу начали переговоры с требования о выводе российских войск, в отсутствие которых, как полагают многие, режим Башара Асада быстро потеряет контроль над оставшимися 20% территории страны. Вот этих-то людей Сергей Лавров и назвал, как маленьких детей, «капризными». Хотя речь, заметим, идет вовсе не о детских играх. И хотя внешних игроков это не слишком волнует, каждый день из-за капризов спонсоров войны и нежелания договариваться в Сирии гибнут десятки человек.

Иван Преображенский, Прага