Posted 3 ноября 2016,, 16:45

Published 3 ноября 2016,, 16:45

Modified 31 января, 12:37

Updated 31 января, 12:37

Эрдоган может угробить всех, включая себя

3 ноября 2016, 16:45
Президент Турции продолжает «закручивать гайки». И это грозит ему неприятностями, тем более, что «народный гнев» есть кому подогреть.

На исходе прошлого месяца турецкая полиция задержала редактора оппозиционной газеты Cumhuriyet Мурата Сабунчу. В его доме, а также в домах его сотрудников произведены обыски. По данным турецких СМИ, прокуратура Турции подписала ордера на арест 13 руководителей и журналистов этой газеты — их обвиняют в связях с проживающим в США исламским проповедником Фетхуллахом Гюленом. Последнего власти Турции считают организатором попытки государственного переворота в этой стране.

Отметим, что и до последнего ареста вышеуказанное издание уже достаточно настрадалось. В частности, предыдущий ее редактор Джан Дюндар был приговорен к 6 месяцам лишения свободы по обвинению в публикации государственных тайн, связанных с Сирией — главреду в итоге пришлось покинуть Турцию, в которой уже закрыто порядка 150 СМИ, неугодных режиму президента Реджепа Тайипа Эрдогана.

Напомним также, что во время попытки «госпереворота» (берем в кавычки, поскольку в Турции многие утверждают, что его инспирировал Эрдоган для укрепления своей власти и уничтожения инакомыслящих) погибли сотни «мятежников» и мирных граждан. Тысячи получили ранения. В государственных структурах разного уровня, включая министерства и армию, от работы освобождены десятки тысяч человек, и этот процесс еще не завершен. Турецкие тюрьмы уже не вмещают «предателей родины», включая военных.

По официальным данным, ущерб, нанесенный попыткой госпереворота, оценивается более чем в 100 миллиардов долларов. Некоторые турецкие дипломаты, работающие за рубежом, попросили предоставить им политическое убежище в стране пребывания.

Бытующая версия, что Эрдоган инспирировал переворот, то есть жестко упредил реальную революцию, чтобы усилить собственную власть, подтверждается сейчас в Турции практически ежедневно: аресты и преследования инакомыслящих и не вполне таковых — врачей, педагогов и т. д. — не прекращаются. На днях посольство Турции в Азербайджане устроило прием по случаю Дня Республики. Посол Эркан Озорал словно в насмешку говорил о достижениях своей страны во всех сферах, включая «демократию» и «свободу слова». При этом сам Эрдоган пару дней назад подтвердил, что парламент Турции рассмотрит вопрос введения смертной казни для участников переворота, и выразил уверенность в том, что его поддержат и правительство, и парламент. Что же до мнения Запада об «исключительной мере наказания», лидер нации заявил, что оно его «не интересует», поскольку на то есть воля турецкого народа.

Словом, похоже на то, что Эрдоган «жаждет новой кровушки», и он ее получит либо инспирированием очередного «госпереворота», либо в Турции на почве «завинчивания гаек» вспыхнет настоящая революция — так сказать, снизу, которую непременно поддержат извне. Во всяком случае, так называемая «критическая масса» для революционного развития ситуации назревает, поскольку жестокость и репрессии властей Турции, их ненасытность в «примерном наказании» последователей Гюлена уже зашкаливают и вызывают страх и возмущение даже в тех слоях населения, которые и до переворота были лояльны к Эрдогану.

То есть массовые репрессии пугают простых людей, поскольку под зачистку реальной оппозиции попадают и те, кто не имеют к ней никакого отношения. И если ситуация в Турции взорвется вновь, хотя Эрдоган после путча получил желаемый карт-бланш на любые меры, хаос с еще большей силой охватит весь Ближний Восток.

Кстати, политолог Александр Дугин (его цитирует Haqqin.az) считает, что «За попыткой свержения законной власти и организации гражданской войны внутри Турции стоят более влиятельные геополитические силы, нежели организация Фетхуллаха Гюлена».

Разъясняя, почему Москва была заинтересована в подавлении мятежа в Турции, Дугин подчеркнул, что «переворот имел бы значительные геополитические последствия», которые могли коснуться и России. По его утверждению, произошедшее в стране НАТО — Турции, дело рук США и агентов ЦРУ, которые творят все, что заблагорассудится их шефам. А организация Гюлена является такой же мощной управляемой США террористической организацией, как «Аль-Каида» и «Талибан», резюмировал политолог.

Сам Эрдоган не скрывает своих претензий к НАТО и США — от Вашингтона, в частности, он требует выдачи Гюлена, однако безуспешно. И теперь многое, в контексте сроков инспирации нового «госпереворота», будет зависеть от того, кто выиграет президентские выборы в США.

Согласно большинству опросов, Хилари Клинтон обгонит Дональда Трампа, что весьма не устроит Эрдогана, поскольку не даст ему расслабиться ввиду априори интервенционистской внешней политики этой дамы, способной перещеголять «самого Обаму». То есть при победе Клинтон президенту Турции придется еще больше «закручивать гайки», наводить страх на собственный народ, чтобы он, грубо говоря, не рыпался. А это означает, что народ будет какое-то время терпеть, но в итоге устроит настоящую революцию, которую госпожа Клинтон с удовольствием поддержит.

Иное дело Трамп. Как пишет Cumhuriyet, в определенных экспертных кругах он слывет «антиинтернационалистом», и поэтому «скептически подходит к НАТО и Трансатлантическому сотрудничеству». Соответственно, кандидат-республиканец «направил бы США в сторону более тихой и менее интервенционистской внешней политике, а эта ситуация, разумеется, была бы на руку главной персоне в Анкаре как во внутренней, так и во внешней политике».

Турецкое издание также отмечает, что Трамп и Эрдоган во многом схожи: в частности, «Оба сколотили политические активы, бросив вызов устоявшемуся порядку»; обоим свойственны популизм и «авторитарные тенденции»; «Трамп не скрывает своей любви к Путину. Эрдоган тоже»; оба ненавидят свободу печати, и т. д. И вообще, «Авторитарные лидеры, как правило, хорошо ладят друг с другом».

Но здесь нужно внести небольшую поправку. Трамп действительно занимается популизмом для той части электората, которая приемлет ее идеологическое «наполнение». Но если Трамп станет президентом, он вряд ли откажется от идеи мирового лидерства США, поскольку в самой сути политики этой страны прочно заложены мировое господство и однополюсный мир — причем любыми путями. И второе — авторитаризм авторитаризму рознь. Он не может быть одинаковым в США и Турции — это по определению. Поэтому особенно уповать на Трампа не стоит, тем более, что победа ему отнюдь не гарантирована.

Однако опасность для режима Эрдогана исходит не только от США, но и от НАТО, членом которого является Турция. НАТОвское направление беспокоит турецкого президента не менее, чем американское — собственно, эти два вектора тождественны ввиду доминирования Вашингтона в Североатлантическом альянсе. И как тут поступает Эрдоган? По данным иностранных СМИ, он «просто» отзывает или увольняет «подозрительных» турецких офицеров, служащих в штабах Североатлантического альянса, в том числе, в штаб-квартире в Брюсселе.

Правда, некоторые эксперты не связывают увольнение и отзыв офицеров НАТО с внутриполитической ситуацией в Турции в связи с попыткой «переворота» и настаивают на том, что линия поведения Эрдогана напрямую связана с его сближением с Россией. И вправду — как прикажете понимать Брюсселю и Вашингтону октябрьскую договоренность президентов России и Турции о более тесном военном сотрудничестве?

В обеих НАТОвских столицах сейчас делают вид, что ничего особенного не происходит: во-первых, Турция обещала прислать новых офицеров в штабы альянса, во-вторых, генсек НАТО Йенс Столтенберг выразил мнение, в соответствии с которым сотрудничество России и Турции «не подрывает» обязательств последней перед альянсом. Но, вероятно, слова генсека стоит анализировать трезво и воспринимать всего лишь как вербальную дипломатию. Ведь на самом-то деле одно из самых могущественных государств НАТО отстранило от работы своих самых опытных военных экспертов и дипломатов. Правда, Анкара пообещала заменить их другими — надо думать, более лояльными к Эрдогану и менее мыслящими.

Впрочем, нельзя исключить, что Турция играет сейчас в кошки-мышки, а говоря прямо — шантажирует НАТО своим сближением с Россией, чтобы альянс закрыл глаза на бесчинства, которые Эрдоган творит не только в своей стране, но и на военно-политическом «полигоне» региона. Но если такая линия поведения «выгорит» с Вашингтоном и Брюсселем, не апробирует ли он ее снова — в России.

Последняя, надо думать, после прошлогоднего раздрая с Турцией, а затем быстрого сближения с ней, вряд ли станет сушить всю эту эрдогановскую «лапшу». Впрочем, как и само НАТО, делающее дипломатичные заявления. И это лишний раз подтверждает мнение, что попытка государственного «переворота», после которой Эрдоган все зачищает и зачищает оппозиционное и псевдооппозиционное поле, будет иметь продолжение.

Вот было бы интересно, если бы Москва и Вашингтон, обманутые Анкарой в большей или меньшей степени, выступили бы против Эрдогана единым фронтом и без него договорились бы по Сирии и провели четкие границы собственного влияния на Ближнем Востоке. Но Россия и США хотят быть главными фигурами везде и во всем, включая борьбу с терроризмом, которая на деле оборачивается расширением террористического ареала. Так что тесная и крайне необходимая смычка Москвы и Вашингтона, которые бы поделили «торт» строго пополам, остается на уровне благих политических фантазий.

А жаль. Сегодня Турция, считающаяся загнанной в глубокую изоляцию, вызывающая недоверие и недовольство, крутит всеми, как хочет. И ей это, в принципе, позволяют делать — пока. Но если заглянуть в недалекое будущее, можно увидеть две разные картины: а) Эрдоган все тратится и тратится, все гробит и гробит людей, чтобы сохранить свою власть, но тщетно — его смывает волной народного гнева, а США и НАТО только и делают, что увеличивают высоту волны; б) власти Турции вдруг «приходят в себя» и начинают сотрудничать со всеми понемножку, решают сирийскую и курдскую проблему на основе консенсуса, не враждуют с соседями по региону, и становятся прочной площадкой для не столкновения НАТО с Россией.

Вариант «б» хорош, но недостаточно реалистичен. А это означает, что Турцию в среднесрочной перспективе разнесут в пух и прах, даже если Россия приложит максимум усилий для того, чтобы этого не произошло: охватить все ближневосточные фронты ей просто не под силу. Да и надо ли?

Ирина Джорбенадзе