Posted 15 ноября 2016,, 21:01

Published 15 ноября 2016,, 21:01

Modified 31 марта, 01:13

Updated 31 марта, 01:13

На Украине нашелся «запасной бюджет»

15 ноября 2016, 21:01
Подача электронных деклараций в «незалежной» выявила миллиарды, лежащие «под подушками» у чиновников, породив бурю возмущения у граждан.

В последний день октября закончился прием электронных деклараций у украинских «слуг народа», занимающих важные и особо важные посты на государственной службе. 6 ноября истек срок, в течение которого они могли внести исправления или уточнения в свои е-декларации, ознаменовав завершение первого этапа процесса учета доходов. Декларанты отчитались о крупных суммах наличности в гривне и иностранной валюте. Количество электронных деклараций чиновников в соответствующем реестре превысило 113 тысяч.

По мнению экспертов, общая сумма, о которой отчитались, сопоставима с доходной частью годового бюджета страны. Оказалось также, что политики не доверяют банкам и держат кэш под подушками. Задекларированы земли, дома, машины, украшения, картины, дорогие часы, даже собственный храм и билет на полет в космос. Владельцем храма Успения Пресвятой Богородицы в Винницкой области оказался депутат от Блока Петра Порошенко Анатолий Матвиенко, а в космос за 1,4 млн гривен собрался лететь мэр Днепра Борис Филатов.

Никто, конечно, не сомневался, что политики высшего эшелона и бюрократы люди не бедные, но чтобы настолько! Среди крупных бизнесменов родилась шутка о том, что после обнародования е-деклараций украинских чиновников многие фигуранты списка Форбс почувствовали себя нищими. По мнению президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, большинство средств обналичено во времена революций и майданов, и если подсчитать всю задекларированную наличность, то ее хватит для покрытия обязательств перед МВФ.

«В свое время я уже говорил, что на руках у населения 90 миллиардов долларов, просто они распределены неравномерно, — отметил Охрименко на встрече с журналистами. — Если бы не было Майдана, революции, бесконечных войн среди олигархов, политической чехарды и военной истерии, то наш бизнес часть денег достал бы «из-под подушки», и был бы сумасшедший рост инвестиций, никакие кредиты даром бы не были нужны».

Одну из лидирующих позиций занимает декларация президента страны Петра Порошенко. Помимо солидного перечня движимого и недвижимого имущества, глава государства имеет на счетах банков 540 478 гривен, 26 324 870 долларов и 14 372 евро. Порошенко одолжил третьим лицам 1 111 000 гривен и 3 850 000 долларов. Наличными держит 60 000 долларов и 900 000 гривен. Также президент задекларировал права собственности в более 100 компаниях в Украине, России, Польше, Испании, Китае, на Кипре, Британских Виргинских островах и в Нидерландах.

Несмотря на то, что Петр Алексеевич вносил поправки в свою декларацию, добавив в нее около 2 миллионов гривен, представители СМИ нашли у него «лишнюю» недвижимость в Испании. Роскошная вилла стоимостью около 4 миллионов евро оформлена на одну из фирм Порошенко и была приобретена летом 2008 года, когда он возглавлял Совет Нацбанка. На тот момент нынешний президент уже входил в двадцатку самых богатых украинцев как совладелец предприятий «Укрпроминвест» и Roshen.

Впрочем, по словам генерального прокурора Украины Юрия Луценко, к президенту нет больших вопросов, потому что он указал состояние, которое было предметом его деклараций и в предыдущие годы. «Снимается большинство вопросов, потому что эти средства не возникли ниоткуда. Много лет подряд Порошенко как гражданин, госслужащий и депутат декларировал почти те же средства. Он также подлежит проверке и НАБУ, и НАПК, и ГПУ», — сказал Луценко на брифинге, посвященном е-декларированию.

Премьер-министр Владимир Гройсман вместе с женой, согласно его декларации, хранит наличными 2 млн 280 тысяч долларов, 4 млн гривен и 460 тысяч евро.

Самым «бедным» руководителем ведомств в украинском правительстве оказался министр аграрной политики Алексей Павленко. В своей декларации он показывает чудесные возможности зарабатывать по 25 тыс. гривен в год (2 тыс. гривен в месяц), но при этом владеть домами, квартирами, представительскими автомобилями и катерами.

Самой успешной выглядит экс-министр финансов Украины Наталья Яресько, за отчетный год она смогла заработать больше 2 миллионов долларов. На счетах в банках у Яресько лежит 48 млн грн. Еще 23,7 млн гривен вложено в уставные фонды предприятий. Министр имеет 7 тыс. кв. м земли, дом более 1,5 тыс. кв. м и квартиру на 120 квадратов. Автомобиля у бизнес-леди нет.

Благосостояние родственников многих чиновников и нардепов также резко выросло. Например, глава Центральной избирательной комиссии Михаил Охендовский, согласно его декларации, живет на одну зарплату, зато его жена в прошлом году заработала 1 млн 357 тыс. гривен и держит наличными 125 тыс. долларов и 200 тыс. гривен.

Е-декларации народных депутатов, членов правительства и прочих чиновников, находящиеся в свободном доступе, на сайте НАПК (Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции), подняли «штормовую волну» критики в украинском обществе. Люди задаются вопросом: откуда дровишки? Откуда у госслужащих, официально не имеющих отношения к бизнесу, столько денег и имущества?

Введение электронных деклараций для госслужащих, заставив власть вывернуть карманы для осмотра, взорвало самую мощную «политическую бомбу» на Украине за последние два года и доставило головную боль многим. Декларанты пытаются оправдаться и доказать источники доходов, органы, ответственные за борьбу с коррупцией (НАБУ, НАПК и ГПУ), ломают голову, как проверить подлинность данных в декларациях, а журналисты и общественность занимаются подсчетом несметных богатств слуг народа.

Вообще-то идея электронного декларирования, возникшая после Евромайдана, сама по себе очень неплоха. Е-декларации как инструмент являются частью согласованной стратегии борьбы с коррупцией, а потому ЕС даже включил функционирующую систему электронного декларирования в список условий для безвизового въезда украинцев в страны Евросоюза. Дата запуска системы переносилась несколько раз и всячески оттягивалась. Многие чиновники, не заинтересованные в декларировании, открыто выступали против введение е-деклараций и всячески саботировали процесс подготовки.

В сентябре ЕС подверг жесткой критике задержку запуска электронного декларирования, а также отсутствие первоначальной сертификации для обработки конфиденциальной информации и дал Украине понять, что его терпение может лопнуть.

Категорическим и принципиальным условием получения «безвиза» и четвертого транша МВФ в размере 1,3 миллиарда долларов, под который украинские власти заложили кучу программ на 2017 год и без которого не представляют своего будущего, стало безотлагательное введение системы электронных деклараций. Четко было дано понять: не будет деклараций, не будет денег и поддержки, хотя их, после смены хозяина Белого дома, возможно, и с декларациями не будет. США, выступавшие основными гарантами кредитования Украины, собираются сосредоточиться на своих внутренних проблемах, а Европа должна привыкать решать самостоятельно свои вопросы, как обозначил в своих первых речах Трамп. Украинские же политики не догадались «подстелить себе соломы» и в один голос поддерживали в ходе выборов Клинтон.

Но вопреки политическому давлению, техническим проблемам, хакерским атакам, отсутствию сертификации программного обеспечения — система была запущена 1 сентября с двухнедельным отставанием от первоначально согласованного графика. И хотя поначалу было много нареканий на качество ее работы — декларанты порой сутками не могли войти на сайт — декларирование состоялось, система функционирует и вполне работоспособна. Хотя финансирование НАПК, органа ответственного за создание и введение в эксплуатацию системы электронного декларирования, было более чем скромным.

«НАПК, как юридическое лицо было создано только 30 марта и состояло тогда только из нас, четырех избранных членов Национального агентства, и только в мае нам передали несколько сотрудников из других госслужб. А поначалу у нас вообще ничего не было, кроме энтузиазма и желания что-то сделать», — делится своими трудностями глава НАПК Наталья Корчак с порталом Лiга.net.

Участие же чиновников в декларировании подхлестнуло то обстоятельство, что отказ от подачи декларации, либо сокрытие в ней имущества на сумму более 362 500 гривен теперь является преступлением. Такие действия «наказываются штрафом от двух тысяч пятисот до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или общественными работами на срок от ста пятидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет». При этом, те чиновники, которые занимают особо ответственные должности, и в отношении которых будет доказано, что они незаконно обогатились, могут сесть в тюрьму до 10 лет.

По словам Натальи Корчак, обнародование деклараций — это только первый шаг в борьбе с коррупцией и выполнением условий МВФ. Без второго этапа, проверки достоверности информации и наказания нарушителей, весь запущенный процесс лопнет как мыльный пузырь. «Следующий шаг — проверка деклараций и соответствующие приговоры. МВФ считает, что главное внимание НАПК при проверках деклараций должно быть к чиновникам из самого высокого эшелона власти. Потому что рыба гниет с головы», — написала она на своей страничке в Facebook.

По словам главы НАПК, Международный валютный фонд поможет Национальному агентству по вопросам предотвращения коррупции проверить имущественные и финансовые активы декларантов из высшего эшелона власти за пределами Украины. Она сообщила, что старший эксперт финансового сектора МВФ Эмануэль Матиас во время встречи подчеркнул, что Фонд «внимательно следит за ситуацией в Украине». Соответственно, заметна определенная непоследовательность в декларациях некоторых украинских топ-должностных лиц: состояния чиновников, о которых писала международная пресса, сейчас почему-то отсутствуют в электронном реестре.

Впрочем, координатор проектов Днепровского центра социально-общественных исследований Александр Павличко, считает, что сил и возможностей у таких молодых структур, как НАБУ и НАПК, на проверку всех деклараций может элементарно не хватить.

«Требуется огромное количество подготовленных специалистов для организации проверок. И вопрос не в том, что их нет в Украине, а в том, на это нужно время, — заявил Павличко «Росбалту». — Существует угроза легализации уже поданных деклараций. Те, кто пересидит полгода до подачи новой декларации, не попав под проверку, получит возможность узаконить свои доходы без доказательства их происхождения, и при подаче следующей декларации их сегодняшние и вчерашние доходы будут чисты перед законом. А я уверен, что большинство госслужащих участвуют, пользуясь положением, в теневых экономических процессах и получают от этого немалый нелегальный доход. По существу, без проверки декларация получает статус нулевой точки отсчета капитала».

Однако «простой люд», едва сводящий концы с концами, буквально ошалевший от количества яхт, вертолетов и наличности у народных избранников, жаждет крови.

«Я всегда считал, что у власти должны находиться люди обеспеченные и получающие за свой труд хорошую зарплату. Чтобы соблазна воровать меньше было. Но после публикации доходов чиновников я только совсем четко, совсем по другому, чем раньше, понял смысл фразы: сытый голодного не разумеет. Стало не грустно, нет — горько. Опустились руки после прочитанного. А сейчас хочется их поднять только с одной целью, сунуть кулак в чью-нибудь из них ненасытную глотку», — рассказывает «Росбалту» о своих «мечтах» сорокапятилетний мастер по ремонту обуви Михаил Ковзан из Каменского,

Как ни странно, но сегодня есть вероятность, что на этот раз желания Михаила найдут поддержку и понимание… на Западе. Вообще-то у многих рядовых украинцев вмешательство западных партнеров во внутренние дела их страны, зачастую вызывает заметное раздражение Но, возможно, на этот раз кредиторы и вдохновители перемен в стремлении сохранить и когда-нибудь вернуть свои деньги сделают за граждан Украины их работу и победят коррупцию?

«Вполне возможна ситуация, когда у Запада терпение кончится. То есть оно, конечно, вряд ли, но все может быть. Особенно когда парламентарии беднейшей страны почти Европы, страны, живущей практически исключительно на подачки, выклянченные у Запада, декларируют миллионы долларов и евро наличными, коллекционные вина, портретные галереи, замки и церкви!» — делится своими эмоциями участник одесской команды КВН Александр Шатух. — А если не они, то получается, что больше и некому. Наши негодяи понимают, что без высочайшего разрешения никто не станет проверять расходование и источники происхождения этих средств. В конце концов, в условиях нынешней Украины только винтовка рождает власть, ну и еще немножко телевышка».

Валентин Корж