Posted 21 ноября 2016,, 14:37

Published 21 ноября 2016,, 14:37

Modified 31 марта, 01:09

Updated 31 марта, 01:09

Холодный душ для Сарко

21 ноября 2016, 14:37
Хотя экс-президент и сторонник улучшения отношений с РФ проиграл праймериз «правых», в финале выборов главы Пятой республики могут встретиться два еще больших друга Москвы.

Праймериз французских «правых» принесли сенсацию. Их кандидатом в президенты будет «друг Путина», экс-премьер Франсуа Фийон.

В 2017 году во Франции пройдут выборы главы государства. И большинство российских аналитиков еще недавно утверждали, что фаворитом на них должен стать экс-президент Николя Саркози. Это, пожалуй, самый известный сегодня в России французский политик. В 2008 году именно он выступил посредником после войны в Южной Осетии, его именем был назван план мирного урегулирования этого конфликта. План, правда, так и не был выполнен, о чем периодически напоминает грузинская сторона, не говоря уже о том, что по итогам той войны Россия признала независимость двух бывших грузинских автономий: Абхазии и Южной Осетии.

Но в любом случае Саркози в Москве запомнился многим как «договороспособный» западный лидер. У него даже установились хорошие рабочие отношения с российским коллегой Владимиром Путиным. Однако в 2011 году Саркози «поставил» на переизбрание на пост президента России Дмитрия Медведева, а в 2012-м проиграл выборы у себя на родине, превратившись из главы государства в одного из лидеров оппозиции, против которого вдобавок пытаются возбудить сразу несколько уголовных дел.

Тем не менее, когда речь зашла про выборы президента Франции, многие в Москве сразу вспомнили про Саркози. Конечно, был у России и еще один фаворит, точнее фаворитка — Марин Ле Пен, лидер партии «Национальный фронт». Кремль не скрывает, что активно ее поддерживает. Буквально на днях в Москве побывала, например, ее племянница и товарищ по партии Марион, которая, как говорят, заехала в Госдуму, где встретилась с депутатом, экс-прокурором Крыма Натальей Поклонской. И все же в победу Марин Ле Пен на президентских выборах мало кто верит, хоть об этом и много говорят, так что Кремлю хотелось бы видеть максимально лояльных кандидатов и от двух основных партий, чьи шансы на победу традиционно оцениваются как предпочтительные: от «голлистов» и социалистов.

В итоге, надо сказать, так и получается. Хотя дело Москве придется иметь вовсе не с теми, с кем рассчитывали ранее. Главная пока сенсация предвыборной кампании во Франции — это фактическая победа на праймериз правоцентристов экс-премьера Франсуа Фийона, который работал главой правительства при Николя Саркози. Накануне голосования опросы пророчили конкуренцию Сарко, как называют экс-президента французы, и еще одного бывшего премьера — Алена Жюппе, автора программы радикальных либеральных экономических реформ, которой «правые» пожертвовали еще при президенте Жаке Шираке. Протесты против предложенной реформы были так сильны, что вся Франция «встала», а забастовщики маршировали по улицам городов, скандируя: «Отставка, отставка плана Жюппе». Позднее премьера осудили на несколько месяцев за коррупцию, и он даже заявлял, что уходит из политики. Но Жюппе вернулся и к нынешней предвыборной кампании считался даже более популярным потенциальным единым кандидатом от «правых», чем Саркози.

Однако и экс-президент, и бывший глава правительства потерпели поражение от экс-премьера Франсуа Фийона. Саркози уже окончательно «сошел с дистанции» и признал поражение, а Жюппе может побороться во втором туре, хотя и результат первого, и опросы «правых» избирателей говорят, что у него немного шансов.

Надо сказать, что Фийон, выскочив как черт из табакерки, спутал все планы руководства французских правоцентристов. Дело в том, что Николя Саркози предположительно имел шансы перетянуть на свою сторону значительную часть маргинального электората, готового сегодня голосовать за Марин Ле Пен. В свою очередь осторожный Жюппе мог привлечь многих центристов и даже умеренных «левых», уставших от социалистов за время президентства нынешнего главы государства Франсуа Олланда. Фийон же вряд ли может рассчитывать на то, что выйдет за границы базового «правого» электората. Мало того, даже во втором туре, если туда вместе с ним выйдет Марин Ле Пен, он, судя по последним опросам, имеет большие шансы ей проиграть.

Неудивительно, что и социалисты, и националисты приветствуют выбор правоцентристов. Победа Франсуа Фийона повышает шансы и тех, и других на победу. Причем особенно это важно для «левых», поскольку рейтинг их бывшего лидера, нынешнего президента Франсуа Олланда колеблется в пределах 5-10%. Еще недавно казалось, что Франция так устала от него, что у социалистов на этих выборах нет шансов. Однако шанс на это дает победа «упертого» консерватора Фийона, либерала в экономике, а в области общественной жизни - противника абортов и сексуальных меньшинств. Тем более что этот «парад премьеров» наверняка поможет выдвижению единым кандидатом от «левых» нынешнего главы правительства Мануэля Вальса. Молодого, активного социалиста, бывшего главы МВД, каталонца по происхождению, родившегося на территории Испании, в Барселоне.

Ну а в России уже радуются успеху Фийона. Многие считают, что для Кремля это даже более удобный кандидат, чем Саркози. Как пишет французская пресса, он напрямую регулярно общался с Владимиром Путиным, когда российский лидер занимал пост премьера. Это было тем легче, что в окружении Фийона, как говорят, немало любителей русской культуры и денег, есть даже потомки русских эмигрантов первой волны.

В итоге, у Путина и его бывшего французского коллеги сохранились очень душевные отношения даже после отставки Фийона с поста премьера. Москва не забыла перспективного политика, его приглашали, например, на Валдайский форум. Путин якобы звонил ему иногда. И вот итог: забытый многими, но не своими русскими друзьями, французский экс-премьер рвется к посту президента и имеет серьезные шансы его занять. Второй тур президентских выборов во Франции, в который вышли бы Фийон и Марин Ле Пен, что весьма сейчас кажется вероятным, можно было бы назвать триумфом кремлевских прогнозистов, вне зависимости от того, как потом бы складывались отношения двух стран. Правда, не надо забывать, что участие слишком многих правых консерваторов и популистов «растаскивает» их электорат и повышает шансы выхода во второй тур «левых», где они имеют все шансы победить как Ле Пен, так и Фийона за счет рационального голосования французского избирателя за «меньшее зло».

Иван Преображенский