Posted 25 ноября 2016,, 16:35

Published 25 ноября 2016,, 16:35

Modified 31 января, 12:54

Updated 31 января, 12:54

Порошенко пообещали почти все, но потом

25 ноября 2016, 16:35
Евросоюз опять «прокатил» Украину с «безвизом», хотя официально речь идет лишь об отсрочке. Заморожен и вопрос о предоставлении кредита.

Встреча в рамках диалога Украина — ЕС, прошедшая 24 ноября, не стала исторической и ее результаты никак нельзя добавить в копилку побед правительства Порошенко на пути к Евроинтеграции. Из четырех основных запланированных к подписанию документов одобрили только два: соглашение о сотрудничестве в энергосфере (меморандум содержит пока лишь общие положения о партнерстве) и поддержку антикоррупционной программы, в рамках которой ЕС выделит грант в 16,34 млн евро.

Положительное решение по макрокредиту в 600 млн евро заморожено до отмены Украиной моратория на экспорт леса в Европу. Выделение еще 104 млн на реформу системы государственного управления обсудить не успели, а один из самых главных вопросов для президента Порошенко — безвизовый въезд украинцев в страны ЕС — пообещали положить под новогоднюю елку.

По результатам саммита сложилось впечатление, что стране-претенденту позволили забраться на подножку европейского дилижанса во время движения, но замешкались открыть дверку. Впустить внутрь — сомнительно, сбросить на ходу — неудобно, разобьется ненароком.

Проведение долгожданного, восемнадцатого по счету саммита Украина — ЕС неоднократно откладывалось. Последняя встреча в данном формате состоялась в апреле 2015-го, следующий был запланирован на 19 мая текущего года, затем перенесен на сентябрь из-за неопределенности по «безвизу». Окончательная дата была согласована в начале октября. И как оказалось, «саммит», пожалуй, слишком масштабное слово для состоявшегося мероприятия хотя бы потому, что на официальный обед Петра Порошенко с еврокомиссарами, где обычно и решаются основные вопросы, по графику было выделено всего полтора часа. Перед этим состоялась его встреча с руководителями еврокомиссии и европарламента, где в достаточно быстром режиме были обсуждены текущие вопросы.

Официально, в письме, которое прислал председатель Евросовета Дональд Туск накануне этого саммита лидерам евроинститутов и украинской делегации, говорилось о том, что ЕС и Украина еще раз подтвердят свои дружественные отношения и приверженность тем договоренностям, которые заключены ранее. Невозможность выдать положительное резюме с конкретной датой предоставления гражданам Украины безвизового въезда, в связи с разработкой механизма досрочной приостановки последнего, также анонсировалась Туском.

Неофициально же предполагалось, что будут обсуждены вопросы реформ, в первую очередь касающихся ряда условий, выдвинутых Евросоюзом в отношении безвизового режима: принятие бюджета-2017 и проверка деклараций чиновников с наказанием нарушителей. Как известно, в конце октября на Украине была введена в действие новая система открытых деклараций доходов госчиновниками, в которой служащие уже новой волны, несмотря на плачевное состояние экономики, задекларировали достаточно серьезное имущество и имеющиеся у них средства. После этого журналисты активно обсуждали, каким будет дальнейшее сотрудничество партнеров по финансированию Украины.

Для понимания, почему для нынешнего украинского правительства и президента Порошенко так важны были позитивные решения брюссельского саммита, нужно чуть детальней остановиться на этом вопросе. Социальная неудовлетворенность украинцев последствиями процесса евроинтеграции существенно уронила рейтинг власти. Цены на услуги ЖКХ и энергоносители, поднятые в несколько раз по настоянию МВФ, съедают доходы граждан подчистую. На смену воодушевленному еврооптимизму приходит антиевропейский национализм.

По результатам исследований Киевского международного института социологии, более 80% украинцев негативно оценивают события в стране. Основной причиной сложившейся ситуации, по их мнению, является коррупция в высших эшелонах (так считают 66%), а также война на Востоке Украины, беспомощность и непрофессионализм исполнительной власти. При этом лишь 2,7% винят во всех бедах «пятую пророссийскую колонну».

В целом негативно оценивают «все, что сейчас происходит в стране», 84% украинцев, при этом лишь 16% придерживаются мнения, что «лучше терпеть все ради сохранения спокойствия».

Большинство украинцев (69%) не согласны с политикой Петра Порошенко и считают, что он ведет страну в неправильном направлении. Почти столько же не верят в способность президента вывести страну из кризиса (70%) и прекратить войну (68%). Лишь 16% считают, что он может это сделать.

Более половины украинцев (52%) считают неважным для себя принятие безвизового режима с ЕС, важен он лишь для 40%.

«Движущей силой революции 2013 года был еврооптимизм и евромолодежь, которая и шла в первых рядах митингующих, протестующих бунтующих и тому подобное масс, — пишет на своей странице в Facebook украинский политолог Вадим Карасев. — Но в связи с кризисом на Западе и постоянным откладыванием введения безвизового режима, а также трудностями адаптации к зоне свободной торговли и непонятными перспективами Ассоциации с Европейским союзом, падает доверие к еврооптимистическим силам революции, нарастает евроскепсис».

Украинский президент, определив Россию как главного врага и обозначивший для своих граждан получение безвизового въезда как основной приз в интеграции с Европой, сам загнал себя в ловушку. В октябре глава государства, подкармливаемый обещаниями европартнеров, в очередной раз уверенно заявил, что именно 24 ноября Украина получит «безвиз» с Евросоюзом. И в очередной раз обжегся. Партнеры Киева, вероятно, в связи со сменой руководства Белого дома и неопределенностью дальнейшей политики США в украинском вопросе, а также предстоящими выборами во Франции и Германии, где есть шансы у «пророссийских» сил, не спешат выполнять ранее обещанное Украине. Однако украинский лидер делает вид, что все идет, как задумывалось.

«Это был первый саммит, где не Украине задавали вопросы, а Украина задавала вопросы, когда Евросоюз выполнит взятые на себя обязательства? Мы сделали все, и я очень счастлив сегодня услышать прогноз Туска, он оптимистично настроен на то, что межинституциональные консультации между Советом ЕС и Европарламентом должны закончиться до конца этого года», — заявил Петр Порошенко.

Председатель Европейского совета действительно признал, что «мяч для ответного удара» теперь находится на их стороне, а вопрос о визовой либерализации — это всего лишь техническая заминка. Из-за острого миграционного кризиса Брюссель хочет обезопасить себя от наплыва мигрантов и террористических угроз, разрабатывая так называемый suspension mechanism — механизм приостановки безвизового режима с третьими странами. Для разработки и принятия этого механизма потребуется некоторое время. Именно поэтому, по его словам, сейчас зависло решение по Украине и Грузии.

Дональд Туск даже перешел на мову, отметив, что глубоко поражен терпением украинского народа в его борьбе за сохранение территориальной целостности и суверенитета: «Вы являетесь уникальным примером мужества, достоинства и практического разума. Я знаю, что вы заслуживаете большего от нас, от Европы. У вас здесь есть много друзей, и я могу обещать, что мы вас не оставим», — сказал он.

Также Туск уверил украинцев в том, что санкции в отношении России, будут продлены. Впрочем, за выполнение своих обещаний ему уже вряд ли придется отвечать. Как пояснил во время брифинга в Брюсселе сам глава Евросовета, он вскоре должен уйти со своей должности. При этом Туск отметил, «что его работа на этом посту была очень интересной и насыщенной, однако его срок подходит к концу и это нормально».

В политических кулуарах обсуждается неофициальная версия, что против ратификации «безвиза» выступают Франция и Германия. Париж пытается оттянуть принятие окончательного решения до результатов выборов своего президента (первый тур пройдет 23 апреля, а второй запланирован на 7 мая 2017 года), а Германия вообще может блокировать его до следующей осени. Эту информацию подтвердил председатель Европарламента Мартин Шульц: «Определенные сомнения есть не только в этих странах. Беспокойство есть также у Италии, Венгрии и других… В свою очередь мы сделали все, что нужно. Европарламент принял все необходимые решения. Механизм приостановки безвизового режима тоже сформулирован. Все зависит от того, смогут ли эти страны-участницы поладить между собой».

Шульца, как и Туска, не получится «привлечь к ответственности» за несоблюдение обязательств. В январе он покинет свой пост и не станет переизбираться на третий срок. Политологи отмечают, что Мартин Шульц может стать главным конкурентом Ангелы Меркель на выборах канцлера Германии, которые пройдут в следующем году.

Из «положительного» нужно сказать о гранте в 16,34 млн евро, выделенного на усиление возможностей органов государственной власти, ответственных за борьбу с коррупцией, а также для «обеспечения добропорядочности сотрудников других учреждений и органов юстиции». ЕС даст 15 млн евро, а МИД Дании — еще 1,34 млн.

Также министр энергетики Украины Игорь Насалик и вице-президент Еврокомиссии по энергетике Марош Шефчович подписали Меморандум о взаимопонимании в стратегическом энергетическом партнерстве, который заменил предыдущий документ от 2005 года.

«Украина является давним стратегическим энергетическим партнером ЕС. Она была и остается надежной транзитной страной для транспортировки российского газа в страны ЕС, даже в нынешние неспокойные времена. Мы хотим сохранить Украину как важного компаньона по транзиту и в будущем», — сказал Шефчович.

Правда, этот меморандум не решает вопросов транспортировки российского газа по трубопроводу OPAL — Еврокомиссия 28 октября одобрила увеличение использования «Газпромом» мощностей газопровода, который объединяет «Северный поток» с газотранспортной системой Центральной и Западной Европы, против чего выступает Украина. Не решен и вопрос об увеличении квот на украинский экспорт (томаты, соки, мед, курятину и прочее), который на саммите обсудили за закрытыми дверьми, но к общему знаменателю так и не пришли.

«По каждому блоку вопросов есть определенные недовольства друг к другу и они компенсируются. ЕС выдвигает претензии, что Украина не проводит все реформы, которые обещали. Украина в ответ выдвигает претензии, что нет окончательной ратификации Соглашения об ассоциации и безвизового режима», — рассказал изданию «Сегодня.ua» директор Института евроатлантического сотрудничества Александр Сушко.

«По энергетике мы выдвигаем претензии по Nord Stream 2 и OPAL. Со своей стороны, они говорят, что мы не придерживаемся обязательств по реформированию энергетического сектора, в частности „Нафтогаза“, и это также часть правды. У каждой из сторон есть свой набор аргументов, потому процесс и движется не так быстро, как хотелось бы», — отмечает эксперт.

В то же время, как Порошенко со свитой в Брюсселе делал вид, что он ничуть не расстроен проволочками и туманными обещаниями ЕС, глава Нацбанка Украины в Киеве принимала очередные «горькие пилюли» от европейских организаций. «Украина может остаться без денег МВФ», — сообщила Валерия Гонтарева журналистам на пресс-конференции.

Причиной этого она называет слишком медленные реформы и отсутствие у парламентариев политической воли для их скорейшей реализации. «А без международной финансовой поддержки придется снова менять прогноз по валютным резервам. После третьего пересмотра в НБУ остановились на цифре — 17,5 миллиардов долларов. Это с учетом еще неполученных 600 миллионов евро от ЕС и 1,3 миллиарда от МВФ», — говорит руководитель НБУ.

Чем грозит это правительству? Крупными неприятностями. Несбалансированный «эмоциональный» бюджет-2017 с «минималками» в 3200 гривен вряд ли сдюжит без подпитки извне. А в перспективе можно рассчитывать только на 600 млн евро за отмену моратория на экспорт леса. Не считать же всерьез целевой грант на 16,34 млн?

Мораторий на экспорт украинского необработанного леса Евросоюз требует снять уже в течение года. Он, по мнению ЕС, противоречит Соглашению о зоне свободной торговли. И накануне на саммите Порошенко пообещал устранить это препятствие в течение нескольких недель. Эта новость уже вызвала бурную реакцию среди украинских депутатов. И есть мнение, что президенту не легко будет склонить народных избранников к принятию такого решения — что-то очень соблазнительное в обмен предложить придется.

Валентин Корж