«Пришло время непредсказуемых одиночек»
Террор приобретает новые формы — сложно прогнозируемые и наносящие максимальный ущерб, полагает израильский журналист Павел Маргулян.
15:18, 28.11.2016 // Росбалт, В мире

— На прошлой неделе Израиль охватила волна пожаров. По обвинению в поджогах и подстрекательстве уже задержаны более 30 человек. Можно ли уже говорить о том, что все произошедшее — вина террористов?
— Это однозначно слишком эмоциональное заявление. В таких ситуациях всегда лучше дождаться официальных сообщений. На данный момент есть информация о задержанных, некоторые из них дают признательные показания. Есть также видеозаписи, доказывающие вину конкретных людей.
Но если основываться на официальной информации, только примерно треть возгораний можно считать результатом поджога. Остальные две трети — это следствие сочетания сухой погоды, которая стоит несколько недель, и сильного ветра.
— То есть поджигатели воспользовались ситуацией и усугубили ее последствия?
— На мой взгляд, события развивались именно по такому сценарию. Но в арабских соцсетях очень быстро подхватили эту тему и стали преподносить пожары как месть Аллаха за попытку Кнессета провести закон об ограничении громкости призывов муэдзинов на молитву по утрам. А плохой пример заразителен, даже если он описывается в виртуальной реальности без всяких фактических оснований.
— Получается, социальные сети стали одним из главных инструментов террористов…
— Напрашивается прямая параллель с огнем: от него есть и польза, и вред. То же самое с соцсетями. Вся предыдущая «интифада ножей» активно поддерживалась в арабских социальных сетях. Потенциальных террористов точно так же подбадривали, говорили, что они непременно станут героями и т. д.
— Сейчас некоторые говорят, что пожары в результате преднамеренных поджогов — это провал израильских спецслужб. Есть ли здесь действительно их вина, или это излишне критичный подход?
— Как и в случае «интифады ножей», начавшейся в октябре прошлого года, мы имеем дело с одиночками, начитавшимися призывов в Интернете. Был случай, к примеру, когда арабская девушка, поругавшись с парнем, пошла убивать евреев. А такой террор предупредить очень сложно.
— Но все-таки какие здесь могут применяться методы защиты?
— Главное оружие наших спецслужб в этой ситуации — разведка. В первую очередь, вычисление людей, которые обсуждают подобные идеи. Ведь среди задержанных есть те, кто подозревается не в самих поджогах, а в подстрекательстве к ним. Это сейчас очень важная часть работы. И у израильской Службы общей безопасности, ШАБАК, большой опыт по этой части. Они отлично работают, раскрывают террористические дела фантастической сложности.
— А что делать в этой ситуации обычным гражданам?
— Нам надо продолжать жить своей жизнью и дать профессионалам делать свою работу. Тем более что они ее делают довольно хорошо.
Как это ни печально, но мы привыкли к терактам. В городах сегодня нет никакой паники. Конечно, если почитать социальные сети, то там можно встретить и злость, и ненависть, и страх. Но по виртуальной жизни все же нельзя составлять впечатление о реальности.
— В чем главная опасность изменения сценариев, по которым действуют террористы?
— Как показывает печальная практика, методы террора, изначально применявшиеся в Израиле, потом часто используются террористами в других странах. Не стоит ли европейским и российским спецслужбам более пристально изучать опыт израильских спецслужб и брать на вооружение их методы работы?
— Я думаю, что это надо было сделать уже давно. Тем более, что сейчас «Исламское государство» (террористическая организация, запрещенная в РФ — ред.) терпит поражение на поле боя. А значит, скоро ИГИЛовцы перейдут к более традиционным методам борьбы — терактам, чтобы показать, что их не победили. И ключевую роль здесь будут играть именно одиночки, действия которых так трудно предугадать и предотвратить. Спецслужбы всех стран, которые ведут борьбу с ИГ, непременно должны это учитывать. Так что предстоит тяжелая борьба и очень кропотливая работа.
Беседовала Татьяна Хрулева
