Posted 9 января 2017,, 17:00

Published 9 января 2017,, 17:00

Modified 31 марта, 00:38

Updated 31 марта, 00:38

Место главного союзника Украины теперь вакантно?

9 января 2017, 17:00
В минувшем году Киев формально сохранил международную поддержку в конфликте с РФ, при этом ухудшив двусторонние отношения с Польшей и Израилем.

Единственное, в чем сошлись Украина и Россия в 2016 году — это совместное голосование против Израиля в Совбезе ООН. В связи с этим Украине грозит пробуждение в «новом мире», в котором у нее не останется друзей. Тогда 2017-й станет критическим годом для украинской дипломатии и внешней политики.

Жесткая и молниеносная реакция Израиля не заставила себя ждать: сразу после новостей из ООН Биньямин Нетаньяху отменил визит премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, намечавшийся на 27—28 декабря. Обмен «пощечинами» — украинское голосование в ООН и отмена визита в знак протеста против такой позиции Украины — стал самым крупным недоразумением за 25 лет дипломатических отношений между двумя странами. Хотя действия украинской делегации с ее совсем слабой позицией и непоследовательностью только с очень большой натяжкой можно назвать «пощечиной»: скорее, это неконтролируемые действия загнанного в угол испуганного субъекта.

Голосуя за требование «незамедлительно и полностью прекратить строительство еврейских поселений на оккупированных палестинских территориях, включая Восточный Иерусалим» по принципу «как все, так и мы», Украина поддержала самого «антиизраильского» президента США Обаму, которого уже через полторы недели не будет в списке влиятельных политиков, и выступила против, пожалуй, самого «произраильского» за последние 20 лет лидера США, который приходит надолго и всерьез. Уже достаточно напортили в отношениях с Трампом во время избирательной кампании, стоило ли усугублять?

Не воспользовавшись самым разумным тактическим решением в данной ситуации — воздержаться, Украина продемонстрировала Тель-Авиву, хотя, наверное, конкретно в этом случае Иерусалиму, классический пример амнезии. Было забыто напрочь, что Израиль из пяти важных для Украины голосований в ООН в 2014—2016 годах оставался нейтральным четыре раза, но совсем недавно проголосовал в поддержку Украины по резолюции о соблюдении прав человека в Крыму, признав его «оккупированным Россией».

Израиль оплачивал лечение украинских раненых, финансировал семинары психологической реабилитации солдат и офицеров АТО, закрыл консульство в Крыму и открыл новое почетное консульство во Львове. Осенью 2016 года Израиль согласился на приезд 20 тысяч украинских строителей. Идет согласование деталей соглашения о зоне свободной торговли, которое более выгодно Украине, чей экспорт в Израиль в два раза превышает импорт. А в дипломатии принято действовать на основе принципа взаимности: я воздерживаюсь, так и ты воздерживайся.

Но после всего этого Киев дает команду своему постпреду в ООН Владимиру Ельченко голосовать за резолюцию, осуждающую Израиль. Сразу же родилась шутка, что таким парадоксальным способом, бросив вызов Израилю, Украина пытается найти путь примирения с Россией. В соцсетях на этом месте обычно ставят смайлик.

Понять политику Украины в данном случае, когда проголосовали даже круче чем США, трудно, а разъяснять свою позицию хотя бы собственным гражданам власти как обычно не стали. «Мы не могли проголосовать против этой резолюции или даже воздержаться, так как там фигурируют „оккупированные территории“. Проголосовав „за“ мы попадаем в симметрию с историей по Крыму», — таким было единственное невнятное объяснение от представителя пропрезидентской фракции Вадима Денисенко.

Ну, а затем последовал израильский демарш. Ирония заключается в том, пишет «Новое Время», что «ни перед одним украинским политиком и государственным деятелем Израиль никогда так резко не захлопывал двери, как перед евреем Гройсманом, которого подставил собственный МИД».

Нужно отметить, что украинские политики вообще в 2016-м крайне неудачно делали ставки. За последний год Украина фактически потеряла большинство своих союзников. Вторым крупным провалом внешней политики страны однозначно является поворот Польши, фактически самых широких украинских ворот в ЕС, в сторону Беларуси.

В данном случае обострение отношений спровоцировано попыткой украинских нардепов снова вытащить на свет спорные «национальные идеалы». Как передает replyua.net, 18 ноября депутаты Верховной рады зарегистрировали проект постановления о праздновании 75-летия Украинской повстанческой армии (запрещенной в РФ), как военной организации, «сделавшей существенный вклад в получение Украиной независимости, а также оказавшей важное влияние на формирование украинского национального сознания и государственности».

В качестве разработчиков и инициаторов постановления указаны 45 депутатов, в том числе Ляшко, Мусий, Левченко, Добродомов, Бондар, Шухевич и другие. В пояснительной записке отмечается, что «эта организация была создана и действовала в рамках права наций на самоопределение и суверенитет». «В годы Второй мировой войны она противостояла немецким оккупантам и боролась против карательных отрядов врага. В соответствии со многими историческими источниками, УПА была самой многочисленной украинской военной организацией — в ее состав входило более 100 тысяч человек», — указывается в документе. Разработчики постановления подчеркнули, что борьба УПА «стала ярким примером свидетельства национально-государственных стремлений украинского народа».

Однако Варшава тут же пригрозила Киеву ухудшением отношений, в случае, если он решит отметить «юбилей» на государственном уровне. Министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский призвал Украину «проигнорировать» 75-летие создания УПА. При этом он подчеркнул, что в противном случае примирение между странами станет невозможным. «Украина и Польша должны выработать общее видение исторической роли Украинской повстанческой армии», — сообщается на сайте МИД Польши.

Нужно сказать, что по этому вопросу нет единого мнения и внутри украинского общества. Оценки деятельности УПА категоричны и полярны. Пожалуй, это и есть один из «осиновых колов», раскалывающих Украину на две части. Напомним, что расконсервировал эту проблему Виктор Ющенко. Находясь на посту президента Украины, он легализовал УПА и причислил ее лидеров и бойцов, в том числе и своего отца, к национальным героям. И все же можно сказать, что попытки героизации УПА и бандеровского крыла ОУН не находят поддержки у подавляющего большинства жителей Украины. По данным социологических опросов, деятельность УПА позитивно оценивают всего около 13% украинцев.

Отметим, что в первый день наступившего, в украинских городах прошли шествия в честь 108-й годовщины со дня рождения Степана Бандеры. В Киеве в такой акции по сводкам столичной полиции приняли участие чуть меньше тысячи человек. И во Львове все прошло тоже более чем скромно. Несколько пожаров, произошедших в этом городе в этот день (самый крупный на заводе «Электрон»), поначалу связывали с акциями сторонников покойного лидера ОУН, но информация не подтвердилась. Лозунги на акциях не изменились: помянули, как обычно, «добрым» словом москалей и евреев, пожелали процветания Украине и смерти ее врагам. Но все «по-доброму»: беспорядков не устраивали.

Так что снижение числа активных поклонников идеолога украинских националистов налицо: в предыдущие годы на факельные шествия в столице собиралось от 2 до 5 тысяч человек. Правда, события последних лет на Украине показывают, что желание меньшинства зачастую становится законом для всех. При принятии подобных решений не учитываются ни политические, ни экономические выгоды и последствия.

Ну, а чем же, собственно, грозит Украине ухудшение отношений с поляками? Уже несколько лет подряд Польша лидирует среди стран ЕС по количеству выданных украинцам виз. В 2015 году чуть более полумиллиона заробитчан трудились у соседей по «карте побуту». В прошлом же году дипломатические учреждения и консульства Польши выдали гражданам Украины более одного миллиона рабочих виз. Нужно признать, что это серьезный рычаг в руках поляков и они, в случае обострения отношений, вполне могут его применить. Но не заметно, чтобы это пугало бесстрашных украинских депутатов — пугаются только рядовые граждане.

Кроме того, по мнению издания «Апостроф», Польша не только основной «работодатель, украинцев, но и главный адвокат Украины перед странами Евросоюза и главный союзник в противостоянии российской угрозе». «Однако после победы весной прошлого года на президентских выборах представителя ПиС Анджея Дуды в Украине начали поговаривать об ухудшении отношений с ближайшим западным соседом. Украинцы даже обвинили Дуду в пророссийских взглядах. Впрочем, как показало время, Дуда продемонстрировал, что не собирается сближаться с Российской Федерацией, и даже инициировал повторное расследование причин авиакатастрофы под Смоленском с польским президентом на борту, фактически обвинив в ней Россию», — пишет издание.

В то же время аналитик Международного центра перспективных исследований Ирина Ивашко считает, что сегодняшние отношения с Польшей стали хуже, чем до Дуды. «Это связано с новой политикой нынешней польской власти, которая больше ориентирована непосредственно на саму Польшу. Поляки частично отмежевались от ЕС, как бы говоря европейскому сообществу: мы сами знаем как надо, и как лучше», — отмечает Ивашко.

Польский журналист Павел Боболович написал статью «Надвислянские советники шоколадного короля» для издания «Газета Польска», в которой обратил внимание еще на один неудачный ход украинского президента, вызвавшего неудовольствие Варшавы. Он напомнил, что Петр Порошенко сделал своими международными советниками бывших представителей польской власти: Радослава Сикорского, Лешека Бальцеровича и Марка Домбровского. По мнению журналиста, это вызывало серьезное неприятие у нынешних руководителей Польши и сильно мешает польско-украинским отношениям.

Правда, экономические интересы все-таки заставляют позабыть на время обиды, о чем свидетельствуют скоординированные усилия Польши и Украины против доступа российского «Газпрома» к трубопроводу OPAL. В этом вопросе соседям выгодней вместе «дружить против» РФ. Посмотрим, что победит: кошелек или историческая память.

Валентин Корж