Posted 22 ноября 2017,, 10:30

Published 22 ноября 2017,, 10:30

Modified 31 января, 17:34

Updated 31 января, 17:34

Лавров опять напугал Армению

22 ноября 2017, 10:30
Активизация Россией переговоров по урегулированию конфликта двух кавказских республик породила в Ереване панику. В ней даже увидели приглашение Азербайджану вступить в ЕАЭС.

Невиданная ранее интенсивность и спешность переговоров по урегулированию армяно-азербайджанского и карабахского конфликтов на разных уровнях, включая и самый высокий, наводит на мысль, что они выходят на финишную прямую. Впрочем, надежда эта может быть «пшиковой», поскольку президент Турции после недавней встречи с российским лидером подтвердил, что обсуждал с ним карабахское урегулирование и возвращение Азербайджану пяти из семи территорий, оккупированных Арменией. Но, добавил Реджеп Тайип Эрдоган, хоть Владимир Путин и «настроен положительно», однако «как я понял, он не возлагает особых надежд», и «безнадежность связана с отношениями между двумя странами». Как анонсировал президент Турции, он и его российский коллега вернутся к вопросу карабахского урегулирования в ходе их встречи в Сочи, намеченной на 22 ноября.

Отметим, официальной информации о том, что Путин и Эрдоган обсуждали Карабах, не было. Президент Турции «проговорился» об этом в интервью иностранным СМИ, что крайне напрягло Ереван: здесь заподозрили, что Россия за спиной у Армении принимает «сепаратные» решения с турками. В местном обществе заговорили о том, что «союзник нас предает», а определенные круги даже пригрозили властям Армении «восстанием».

Но если дать себе труд вникнуть в события последних полутора месяцев, становится ясно, что бразды правления в вопросе урегулирования карабахского и армяно-азербайджанского конфликтов взяла на себя Россия при определенной поддержке сопредседателей Минской группы ОБСЕ. И, как это ни странно, у Москвы, видимо, нет расхождений даже с сопредседателем от США по общей схеме решения застарелой, но взрывоопасной проблемы.

Так, за короткий срок состоялись встречи президента РФ с лидерами Армении и Азербайджана, двух последних — друг с другом; провели переговоры главы МИД двух противоборствующих республик; плотно контактируют они и с сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Об участии Эрдогана было сказано выше, в процесс втянут и Иран. А тут еще глава российского МИД Сергей Лавров спешно засобирался в Баку и Ереван.

О его грядущем вояже стало известно благодаря намеренной или случайной утечке информации, после которой Министерству иностранных дел России, да и самому Лаврову пришлось сообщить о нем СМИ весьма оригинальным образом. В частности, министр сказал: «Да, действительно, не знаю, мы еще не объявляли об этом, но никакого секрета здесь нет. В самом начале следующей недели запланированы мои визиты в Ереван и Баку, прежде всего, эти визиты приурочены к 25-летию дипломатических отношений между Российской Федерацией и, соответственно, между Республикой Арменией и Азербайджанской Республикой».

Он также проинформировал, что в повестке дня переговоров — вопросы двусторонних отношений, региональной и международной проблематики: «В том числе постараемся понять, где мы находимся в рамках усилий по карабахскому урегулированию после недавней встречи президентов Армении и Азербайджана».

Череда всех этих встреч и переговоров многих навела на мысль, что-либо Россия придумала новый подход к решению карабахской проблемы и согласовала его с заинтересованными мировыми центрами, и теперь Лавров приехал «за ответом» президентов Армении и Азербайджана, либо Ереван в срочном порядке принуждают вернуть соседней стране оккупированные территории. Считается, что взамен Азербайджан вступит в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Армения, напомним, является членом этих двух блоков. С ней Россию связывают «союзнические» отношения, с Азербайджаном — «стратегические».

Но, видимо, стратегические превалируют над союзническими: армяне постоянно ропщут на Россию и даже время от времени пытаются бунтовать против ее влияния в республике, а также поставок российского вооружения в Азербайджан, в то время как азербайджанцы (или это им не дозволено местной властью?) от критики Москвы воздерживаются. В общем, к прибытию Лаврова общий фон в Азербайджане был более благостным, чем в Армении, и это естественно: Баку все же рассчитывает, что «русские принудят армян вернуть земли». А вот «союзническая» Армения почти что паникует. В частности, издание Lragir задается вопросом: «Что за план везет Лавров, более „удачный“, чем прежние? Это практически невозможно. Любой вариант, выстроенный на так называемых „мадридских принципах“, изначально выглядит нереалистичным». А иные «принципы», за исключением сохранения нынешнего статус-кво, «невозможны».

Напомним, так называемые «мадридские принципы» основаны на возвращении территорий вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана; предоставлении НКР временного статуса, гарантирующего ее безопасность и самоуправление; открытии коридора между Арменией и Нагорным Карабахом; международных гарантиях безопасности региона, включая операцию по поддержанию мира; возвращении беженцев; отложенном правовом статусе НКР.

Как пишет вышеуказанное армянское издание, «ликвидность» сохранения имеющегося статус-кво выглядит наиболее реалистично, хотя вряд ли кто отважится заявить о закреплении такого варианта: «Проще говорить о компромиссах — это „тосты“. Тем более, что война в апреле продемонстрировала — продвижение этого принципа приводит, скорее, к войне, чем миру. Лучшим способом сохранить мир или относительную стабильность является сохранение статус-кво, пусть даже без артикуляции, но закрепленный реально».

И далее: «…у Москвы после Апрельской войны на Кавказе одна повестка — сохранить статус регулятора безопасности, что невозможно без Армении. По большому счету, такова логика нынешних процессов в карабахском урегулировании, и процессы происходят в формате не Армения-Азербайджан, а США, Франция, Армения — Россия, когда Москва пытается сохранить статус регулятора безопасности на Кавказе и соблюдать хотя бы относительную стабильность. В противном случае Россия может лишиться доверия как Запада, так и Турции и Ирана. Анкара подспудно понимает, что попытка изменить статус-кво на деле чревата перспективой военной победы России, что абсолютно не нужно Турции».

Понятно, однако, что сохранение статус-кво, то есть замороженного состояния конфликта, не может устроить Азербайджан; что ситуация взрывоопасная, и она может стать очень «горячей» к весне, когда в Армении будет происходить смена власти. И это означает, что интенсификация переговорного процесса и визиты Лаврова в Баку и Ереван ориентированы на то, чтобы удовлетворить хотя бы часть законных претензий Азербайджана.

Официальный Баку имеет привычку держать язык за зубами и не разглашать деталей переговоров; не обвинишь в болтливости и Лаврова. В Баку он встречался с президентом и главой МИД Азербайджана, выступил в университете ADA. Глава российского МИД говорил о «доверительном диалоге» президентов РФ и Азербайджана, о том, что взаимопонимание между Москвой и Баку является одним из «важнейших факторов стабильности на Кавказе и в Каспийском регионе».

Что же до карабахского урегулирования, сказал он следующее: «Этот конфликт уникален тем, что, несмотря на очень глубокие разногласия, которые накопились в русофобской политике в США, позиция в отношении конфликта в Вашингтоне сохранилась». Лавров выразил надежду на то, что октябрьская встреча президентов Азербайджана и Армении «позволит преодолеть некий застой в наших общих усилиях и позволит двигаться вперед в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта».

Он, кроме того, не преминул подчеркнуть, как рада будет Россия видеть Азербайджан в Евразийском экономическом союзе и проинформировал, что в настоящее время рассматривается вопрос вступления в него Таджикистана.

А тема Карабаха была слегка расширена после встречи Лаврова с главой МИД Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым. Глава внешнеполитического ведомства РФ заверил, что карабахский конфликт никого не устраивает, и Россия будет работать над приемлемым, для сторон, мирным путем урегулирования: «Все шаги многократно обсуждены и отражены в документах ОБСЕ, заявлениях сопредседателей. Меню на столе». То есть, если «многократно обсуждены», речь идет о реализации «мадридских принципов» — поэтапном возвращении земель. Но, как пояснил Лавров, «Беда в том, что предложения, содержащиеся в документах, составлялись пакетно. На сегодняшний день трудно найти и изъять элементы из этого пакета, устраивающие обе стороны, так как сразу нарушается баланс».

Таким образом, можно предполагать, что Лавров приехал за тем, чтобы этот «баланс» не нарушался, а это означает новый торг и новые предложения. Цена, которую заплатит Армения за невозобновление военных действий с Азербайджаном, ясна — это возврат ему земель с отложенным статусом Карабаха. Но как «расплатится» Азербайджан с Россией, если сделка состоится? Если исходить из «радости» России лицезреть Азербайджан в ЕАЭС, можно предполагать, что Баку такую возможность может рассмотреть, несмотря на явное недовольство Запада. Но от него могут потребовать и большую «расплату» за его же земли. Какую? Не исключено, что речь идет о несопротивлении вводу российских войск в Карабах, что может очень не понравиться Турции, не говоря уже о Западе.

По большому счету, карабахская проблема — это вопрос безопасности не только Южного Кавказа, но и государств Каспийского бассейна и частично — Ближнего Востока, в особенности приграничных Турции и Ирана. Поэтому, учитывая угрозу скопления в Турции исламских боевиков, уходящих из Сирии, карабахский вопрос, как ключевой в контексте формирования пояса безопасности, следует решать форсировано и комплексно. И сейчас это можно считать основным стимулом для заинтересованных сторон: на кону — безопасность границ и Армении, и Азербайджана. Прорвись боевики в обе страны, появись на линии соприкосновения войск, собственно карабахский конфликт покажется сущим пустяком и Баку, и Еревану.

Словом, настало судьбоносное время и для Армении, и для Азербайджана, для всех связанных с ними регионов: интенсивность переговоров — тому свидетельство. И повторимся — дело сейчас не только и не столько в Карабахе, сколько в интересах безопасности нескольких регионов в связи с исходом боевиков с Ближнего Востока и угрозой их сосредоточивания на границах Армении и Азербайджана, а, возможно, и в самих этих республиках.

Из Баку Лавров вылетел в Армению — на нее России легче «поднажать» и склонить к возвращению земель, чем на Азербайджан: Москва (а сейчас — и Турция) может во второй раз сорвать подписание соглашения Еревана о сотрудничестве с Евросоюзом, намеченное на 24 ноября. Если армянские власти выведут Россию из себя на почве «неправильных» игр вокруг Карабаха, на их отношениях с ЕС надолго будет поставлен крест: второго срыва подписания соглашения Брюссель Еревану легко не простит.

Итак, пока Лавров «наводил мосты» в Баку, из Еревана ему ответили на приглашение Азербайджана в ЕАЭС. Общее мнение — это пока невозможно — в беседе с журналистами озвучил глава парламентской фракции правящей Республиканской партии Армении Ваграм Багдасарян. «Желание — это одно, а объективная возможность его реализации — совсем другое. Пока существует конфликт вокруг Карабаха, о членстве Баку в ЕАЭС говорить не приходится», — сказал он. Политик напомнил, что для принятия в союз новых членов необходимо согласие всех его участников, а Армения такого согласия не даст.

Вероятно, отметил он, Россия рассчитывает на то, что рано или поздно карабахский конфликт будет урегулирован, и не хочет упускать еще одной возможности для сотрудничества с Азербайджаном в будущем. Но, приехав в Ереван, Лавров чрезмерного оптимизма в вопросе переговоров по урегулированию не высказывал. По его словам, опыт переговорного процесса показал: «Проблема трудная, и переговоры быстро не завершатся».

Возможно, он не хотел пугать армянскую общественность тем, что Россия все же «дожимает» Ереван с возвращением пяти из семи оккупированных азербайджанских территорий, хотя понятно, что физически это затянется во времени, и торг по нюансам еще впереди. Вместе с тем он выглядел довольным тем, что, по его словам, президенты Армении и Азербайджана позитивно отозвались о своей последней встрече в Женеве. Но глава МИД Армении Эдвард Налбандян все же ввернул, что дела и слова Азербайджана расходятся, и развил свою мысль на некоторых примерах. Состоится ли встреча президентов Армении и Азербайджана в декабре в Вене, он пока не знает.

Главы МИД Армении и России, естественно, говорили о наращивании сотрудничества двух стран в разных сферах, и вообще «тостующие» стороны вели себя по всем правилам соответствующего жанра, а Лавров еще и много говорил о Сирии и участии США в сирийской проблематике. Словом, вероятно, главной целью визита Лаврова в Ереван и Баку на фоне активизации переговорного процесса по Карабаху на всех уровнях было склонить Баку и Ереван к отходу от двух непреложных для них формул: «Не признаем Карабах армянским» и «Не признаем Карабах азербайджанским». Если одна из сторон не уступит в вопросе отложенного статуса Карабаха, Россия выступит «хранителем» безопасности в регионе, поскольку она чувствительна не столько к амбициям Еревана и Баку, сколько к обострению обстановки в случае проникновения в регион боевиков из Сирии и Афганистана. Для последних армяно-азербайджанский конфликт является благодатной почвой для утверждения собственных интересов.

Если Армения и Азербайджан снова затеют военную свару, Россия, скорее всего, сумеет их остановить. Но если ею воспользуется третья сила, для России это будет означать участие в новом и тяжелом фронте — в буквальном смысле этого слова. Таким образом, для России сейчас гораздо выигрышнее ввести свои войска (либо группировку ОДКБ) в Карабах, пока там относительно мирная обстановка, и «дожимать» вопрос урегулирования, чем ждать, пока в конфликт вклинится и сильно раздует его третья сила. Это станет большой угрозой для безопасности самой России и срыва многих ее проектов, включая логистические с участием Азербайджана и Ирана.

Надо думать, в Баку и Ереване Лавров окончательно определил интересы и позицию России. Причем, скорее всего, интересы Азербайджана будут превалировать над интересами Армении, столь откровенно и «обидно» для России стремящейся к европейской интеграции. Впрочем, в перспективе, когда эмоции и недовольство Армении улягутся, она только выиграет от стабильности в регионе: пусть даже и принудительной.

Ирина Джорбенадзе