Posted 9 июня 2018,, 13:35

Published 9 июня 2018,, 13:35

Modified 31 января, 19:48

Updated 31 января, 19:48

На границе с Евросоюзом будет «филиал Китая»?

9 июня 2018, 13:35
Белорусская экономика становится все более зависимой от КНР. Но значит ли это, что Минску удастся совсем «оторваться» от влияния Москвы?

Шелковый путь сопровождается не менее масштабным проектом — «Один пояс, один путь». Это китайские инвестиции в предприятия и логистическую инфраструктуру по всему маршруту. И здесь тоже Белоруссия оказалась одним из самых крупных их получателей. Под Минском на китайские деньги создан огромный технопарк «Великий камень», который, по сути, будет играть роль большого склада китайской продукции прямо на границе с ЕС.

Понятно, что Китай сейчас старается по-максимуму вкладываться в белорусскую экономику, чтобы обеспечить себе лояльность официального Минска — она принципиально важна для работы Нового Шелкового пути. С одной стороны, это на руку Александру Лукашенко, который давно ищет большей экономической независимости от России, но не готов делать экономику своей страны полностью рыночной. С другой — вокруг бизнес-проектов Китая в Белоруссии возникает все больше проблем.

По мере того, как прямое экономическое влияние России в Белоруссии слабеет, там возрастает влияние Китая. Поднебесная уже давно опередила РФ, в частности, по объемам инвестиционных и кредитных вливаний в белорусскую экономику. Но начинал Китай совсем с другого — в период с 2000 по 2017 год экспорт товаров из Китая в Белоруссию вырос в 58 раз. Если по итогам 2017 года белорусы продали китайцам товаров на $362,7 млн, или 1,2% от общего объема экспорта страны, то в обратном направлении проследовало различных грузов на $2,744 млрд — 8% общего объема белорусского товарного импорта. При этом львиная доля белорусских поставок в Китай — это калийная соль, зато из КНР идет, прежде всего, электроника и дешевый ширпотреб, «убивая» белорусскую промышленность.

«Доля белорусских товарных поставок на китайском рынке в 2017 году составила 0,02%. Две сотых процента! При этом нам постоянно говорят о стратегическом партнерстве с Китаем, делают ставку на китайские инвестиции, как большие успехи представляют протоколы о намерениях продать в Китай товаров на пару миллионов долларов, — пишет в своем блоге известный белорусский экономист, экс-кандидат в президенты Ярослав Романчук. — Наши чиновники лебезят перед китайскими партийными и коммерческими боссами, чтобы получить от них какие-то блага: дешевая кредитная линия, но с обязательными поставками китайских товаров, поставки инвестиционных товаров — тоже под белорусские госгарантии. На практике работа с Китаем по кредитной линии — это поставки такого оборудования, что белорусские директора даже государственных заводов за голову берутся, но сверху им велено молчать. Ведь Китай — чуть ли не наш второй новый старший брат».

Сегодня именно китайский бизнес ведет крупнейшие девелоперские проекты в Минске. Это жилой комплекс «Променад» (инвестор — строительная компания «БьюСиСи», сумма инвестиций $250 млн), гостинично-деловой комплекс «Шантер Хилл» в Минске (инвестор — компания «CiticGroup», сумма инвестиций $120 млн), студенческое общежитие (инвестор 25-я компания Китайской корпорации по железнодорожному строительству, сумма инвестиций $40 млн), гостиница «Пекин» (инвесторы китайские госкомпании «Пекин Юни-Констракшн», Пекинская столичная туристическая корпорация, инвесткомпания «Чэндун», Пекинская столичная корпорация по развитию недвижимости, сумма инвестиций $100 млн).

Один из крупнейших китайских проектов в Белоруссии — производство легковушек Geely. 17 ноября 2017-го Лукашенко лично открыл в Борисове завод белорусско-китайской компании «БелДжи», заявив: «Наши китайские друзья откликнулись на мою просьбу и помогли создать этот прекрасный завод. Более того, еще и прокредитовали. Поэтому моя мечта сделать свой легковой автомобиль осуществилась». Новое предприятие разместилось между Борисовом и Жодино на площади около 120 га. Проектная мощность на первом этапе составит 60 тыс. машин в год, далее — до 120 тыс. ежегодно. Продавать их планируется в Россию, так как собственный белорусский рынок слишком мал.

Сегодня китайские бизнесмены в Белоруссии активны и на «аграрном» направлении. В 2017-м китайские корпорации DRex Food Group и Xinrongji Holding Group объявили об инвестициях $1 млрд в белорусский АПК. Китайские компании взяли в аренду 20 тыс. гектаров земли под строительство молочно-товарных ферм на 40 тыс. голов. Также китайских бизнесменов заинтересовали Оршанский мясоконсервный комбинат, предприятия «Молочный гостинец» и «Здравушка милк». А для финансового обеспечения своих операций в Белоруссии руководители китайских компаний Xinrongji Holding Group и DRex Food Group решили купить в Минске банк «Москва-Минск» (сейчас он готовится к приватизации).

«Белоруссия поставляет в Китай практически только калийные удобрения — для других товаров китайский рынок закрыт, там своих производителей хватает. Могу напомнить, как лет 15 назад китайцы приехали на Минский тракторный завод и заявили, что им интересны белорусские тракторы. В министерстве промышленности тогда от радости чуть с ума не сошли — мол, китайский рынок бездонный, сейчас завалим его тракторами и обогатимся. А китайцы купили 10 тракторов, раздали их десяти своим заводам — те скопировали и начали сами выпускать для собственного рынка. А белорусы остались с красивыми китайскими словами — но без рынка, — рассказал белорусский экономист Андрей Аксёнов. — Подобное повторялось не один раз, например, с колесными шасси для тяжелых ракет. Минский завод колесных тягачей пытался создать в Китае собственное сборочное производство. Но в итоге китайцы просто скопировали белорусскую конструкцию».