Posted 10 июля 2018,, 15:45

Published 10 июля 2018,, 15:45

Modified 30 марта, 19:20

Updated 30 марта, 19:20

Раду Украины «геть» или еще поторгуемся?

10 июля 2018, 15:45
Слухи о внеочередных парламентских выборах заставили Юлию Тимошенко пригрозить Порошенко «разоблачением». В ответ ее обвинили в связях с Москвой.

В той или иной форме роспуск украинского парламента обсуждается еще с весны, однако в последние дни он, пожалуй, впервые приобрел конкретные очертания: президент собрал нардепов и сказал, что готов досрочно сменить состав народных избранников. Окружение Петра Алексеевича стремится попасть туда, пока Порошенко еще при власти, так как подозревает, что при новом президенте им это не удастся. Во фракции Блок Петра Порошенко (БПП) хоть и не совсем уверенно, но звучат заявления, что уже на следующей неделе президентская партия может выйти из коалиции, дав старт процессу запуска досрочных выборов Верховной рады.

К этой острой теме, учитывая, что де-юре Украина парламентско-президентская республика, Петра Порошенко вынуждает вернуться фактическая потеря контроля над нынешним созывом парламента. Чем ближе к президентским выборам, тем меньше союзников, проявляющих собственные амбиции. Но это реальная, стратегическая причина, а формальным, тактическим поводом для роспуска парламента может стать выход БПП из коалиции. По кулуарным слухам и предположениям экспертов, об этом могут объявить уже в четверг, 12 июля. Согласно Конституции, в таком случае депутаты должны будут в течение 30 дней создать новую коалицию. Если нет — президент получает право распустить парламент и назначить перевыборы.

«У нас была встреча части фракции с Петром Алексеевичем, он пригласил нас к себе, обсуждали ситуацию, и в том числе досрочные выборы. Причина — выход БПП из коалиции из-за ЦИК и Антикоррупционного суда, — рассказал «Стране» источник из фракции БПП. — В зале смеялись, что они теперь коалиция «Без Петра Пройдут», так вот у них есть месяц, чтобы создать новую коалицию. Понятно, что этого не произойдет. А дальше запускаем перевыборы. Президент дал понять, что готов на роспуск Рады».

Согласно мнению нардепа, у Порошенко в его фракции есть всего 35 «мушкетеров», которые считаются «надежными». То есть они возглавят 35 зональных штабов, им подчинят прокуратуру, СБУ. Есть предложения выбрать пять базовых партий для выдвижения, в зависимости от региона. За ними закрепят кандидатов-мажоритарщиков. Тем более, теневой штаб работает уже восемь месяцев. Осталось решение за президентом — сейчас или никогда.

Ключевым моментом, подтверждающим раскол в президентской фракции, является то, что будущее партии Порошенко обсуждает только с частью своих соратников. «Будут досрочные выборы или нет — пока не ясно. Все их боятся. Но то, что происходит в Раде, только приближает их, — прокомментировал журналистам в Раде слухи депутат от БПП Александр Бригинец. — Человек 40 внутри фракции не хотят выходить из коалиции и рассматривают вариант — если люди Порошенко выйдут, то они остаются и добирают коалицию «тушками».

В то же время, версию о досрочном «разгоне» Рады разносят в пух и прах некоторые члены оппозиционных фракций парламента. Угрозы выхода БПП из коалиции и назначения досрочных выборов они воспринимают очень скептически. Их рассматривают не более, чем элемент шантажа, чтобы заставить Раду проголосовать за выгодный президенту состав нового ЦИКа. И неспроста: ведь организовать досрочные выборы в Раду не так уж легко, как это может показаться. Перед Петром Порошенко стоит целый ряд проблем — как организационного, так и электорального характера. Во-первых, секретарь СНБО и один из лидеров «Народного фронта» Александр Турчинов окончательно отказался от должности главы неформального предвыборного штаба Петра Порошенко. Сам же «Фронт» вместе со своими вождями уверенно дрейфует в сторону Юлии Тимошенко, создавая серьезный противовес пропрезидентскому блоку.

«Народный фронт», как известно, является категорическим противником досрочных выборов в Раду, так как самостоятельно он туда не проходит, а идти на поклон к БПП или к другим партиям, чтобы включили в список, для лидеров «фронтовиков» — не лучший вариант. Поэтому НФ будет использовать весь свой властный ресурс (например, влияние на суды), чтобы сорвать проведение выборов, даже если президент захочет их провести.

«Потушить» сопротивление «Фронта» у президента пытаются давлением на лидера НФ Арсения Яценюка. Не случайно недавно Кассационный административный суд Верховного суда обязал Кабмин восстановить в должности одного из главных критиков экс-премьера — Николая Гордиенко, которого уволили с должности главы Госфининспекции более трех лет назад. Именно с подачи Гордиенко Яценюк оказался в эпицентре крупного коррупционного скандала, когда весной 2015 года экс-глава Госфининспекции громко обвинил Кабмин в финансовых нарушениях на 7,6 млрд гривен и потребовал от Генпрокуратуры расследовать эти хищения.

Также нельзя не учитывать тот факт, что на досрочные выборы требуется выделение денег из госбюджета, и соответствующее решение должен принять Кабинет министров, глава которого Владимир Гройсман не раз заявлял, что выступает против досрочных выборов, так как он точно понимает, что после них премьером уже не будет. И, теоретически, может повториться прецедент 2007 года, когда правительство и парламент не согласились с решением президента о досрочных выборах — Виктор Ющенко дважды издавал указы о роспуске парламента, но правительство блокировало их выполнение. Правда, с Гройсманом Банковая (администрация Порошенко) может договориться, но премьер может запросить слишком высокую цену за поддержку президента.

Даже если использовать формальный предлог для роспуска Рады в виде развала коалиции, то об этом должен заявить спикер парламента, а выдвиженец «Народного фронта» Андрей Парубий явно не будет торопиться это делать. В таком случае огласить это решение может вице-спикер Ирина Геращенко, которую на данный пост делегировал БПП, но нет гарантий, что ей это позволят сделать.

Ну и, пожалуй, главное — вряд ли идея досрочных выборов вызовет восторг у Запада. Тем более, если они будут проходить по старому законодательству с мажоритарной системой, которую в ЕС и США уже давно требуют отменить. Понятно, что в таких условиях никто не даст Украине новых кредитов и, более того, может начаться и катастрофически сильное политическое давление на Порошенко и его окружение. Тем более, что роспуск Рады фактически ставит крест на скором принятии законов, необходимых для запуска Антикоррупционного суда (что является одним из главных требований Запада к украинской власти). Неофициально депутаты от БПП говорят, что желание затормозить создание суда является одной из причин, по которой на Банковой хотят распустить Раду.

Таким образом, для президента есть большой риск, что запустив процесс досрочных выборов в парламент, он не сможет довести его до конца и, тем самым, серьезно подорвет свои шансы остаться у руля. Впрочем, есть версия, что именно падение рейтинга Порошенко и неожиданно изменившаяся риторика основной соперницы, Юлии Тимошенко, толкает Петра Алексеевича на отчаянный и малоперспективный шаг в отношении Рады — если срочно не предпринять хоть чего-нибудь — можно и до начала выборов не дотянуть.

На днях Тимошенко, выступая на телеканале Перший.UA, открыто обвинила Порошенко в нежелании допустить президентских выборов, разжигании нового витка конфликта на Донбассе, вступлении в сговор с руководителями ЛНР и ДНР с целью заработка на войне и продажи еще части украинских территорий, кроме уже «аннексированных и оккупированных». «Порошенко хочет большой войны, об этом должны знать все! Его окружение ведет скрытые переговоры, чтобы разжечь войну по полной, ввести военное положение и не проводить выборов президента в принципе, — сказала Юлия Владимировна во время телеэфира. — Уже сейчас мы видим обострение на Донбассе, увеличилось количество раненых и убитых. Предупреждаю, Петр Алексеевич, если вы пойдете этим путем — об этом узнает весь мир».

Примечательным в выступлении Тимошенко является то, что она ни разу не обвинила РФ в причастности к происходящему на юго-востоке Украины. Оккупантами и агрессорами, согласно ее формулировкам, являются некие «главари, поддерживающие сепаратистов», однако о их национальности она умолчала. Отсутствие «антироссийского вектора» позволило украинским патриотам предположить, что главная соперница Порошенко заручилась поддержкой Кремля или, по крайней мере, с помощью манипулятивных речей, ищет ее, давая понять Москве — с ней можно будет договориться. В подтверждение своих намерений она выражается крайне «смело» и не боится ответить перед украинским законом за клевету.

Трудно предположить, чем завершится затяжной поединок претендентов, однако точно можно сказать — ничего не закончено, все только начинается и шансы есть у каждого. Как на победу в президентской гонке, так и на место в тюремной камере, где Тимошенко уже была, а Петр Алексеевич пока нет. Но главное, что он туда не хочет. Стало быть, будет биться до последнего.

Валентин Корж, Днепр, Украина