Posted 30 августа 2018,, 15:19

Published 30 августа 2018,, 15:19

Modified 31 января, 20:36

Updated 31 января, 20:36

Волнения федерального масштаба

30 августа 2018, 15:19
События в Хемнице показали, что Ангеле Меркель не удалось погасить миграционный кризис до конца.

Поножовщина, случившаяся в минувшее воскресенье в восточногерманском Хемнице и приведшая к смерти одного из участников драки, стала причиной не рядовых событий, последовавших вслед за этим.

Напомним, что погибшим оказался один из местных жителей, и это событие, вероятно не вышло бы за рамки обычной криминальной хроники, если бы в качестве подозреваемых в его убийстве не оказались двое мигрантов из Сирии и Ирака. Этот факт для антимигрантски настроенных граждан сразу же нивелировал причины и подробности конфликта. Вопросы о том, кто начал драку, кто нападал, а кто защищался сразу же стали для них не столь принципиальны. Для них все объясняется национальным происхождением обвиняемых в убийстве.

Почти сразу же в информационное пространство была запущена традиционная расистская «утка», опровергнутая затем полицией, согласно которой мигранты приставали к девушке, а погибший, якобы, пытался ее от них защитить.

Инцидентом, естественно, тут же воспользовалась праворадикальная партия «Альтернатива для Германии» (АдГ), получившая в ходе последних выборов в Бундестаг 13% голосов во многом благодаря поддержке антимигрантских настроений в немецком обществе. На следующий же день она организовала митинг, в ходе которого, как сообщалось, имели место нападения на тех, кто похож на мигрантов.

По оценкам СМИ, это была самая массовая акция этой партии за ее недолгую историю — под свои знамена АдГ смогла собрать более пяти тысяч человек. Однако, как это обычно бывает в современной Германии, на контракцию левых, которые выступили против разжигания ксенофобии в связи с этой историей, пришло вдвое больше народу. Между двумя группами протестующих начались столкновения и полиции пришлось пустить в ход водометы и начать задержания.

Так или иначе, но события в Хемнице (который во времена ГДР назывался Карл-Маркс-Штадт) получили общефедеральное значение. Канцлер Германии и лидер правящего Христианско-демократического союза Ангела Меркель, выразив соболезнования близким погибшего, в то же время заявила: «Мы видели видеокадры, на которых запечатлены травля, ненависть на улицах». Генеральный секретарь ХДС Аннегрет Крамп-Карренбауэр высказалась еще категоричней, обвинив АдГ в антисемитизме.

Обозреватель «Росбалта» попросил экспертов высказать свое мнение о том, насколько серьезно события в Хемнице могут повлиять на внутреннюю политику в Германии.

По словам российского социолога и публициста Игоря Эйдмана, давно живущего в Германии, беспорядки в Хемнице стали «не рядовым событием». Он вспомнил, что и раньше случались инциденты между местным населением и мигрантами, но такого масштаба столкновений не было давно. По его мнению, события в этом городе показывают, что недовольство части немецкого общества по поводу приема Германией более миллиона мигрантов в течение достаточно сжатого срока пока преодолеть не удалось, несмотря на то, что, «как казалось, Меркель удалось решить миграционный кризис и смикшировать эту ситуацию».

Эйдман отметил в связи с этим, что «рейтинг АдГ после выборов в парламент только растет, что означает, что антимигрантские настроения, особенно на востоке Германии, не прекратились». Подобная ситуация, считает он, и дальше «будет способствовать усилению позиций „Альтернативы“ и подрывать положение Меркель и ее партии, в том числе, и внутри правящего альянса ХДС/ХСС, поскольку периодически появляющиеся между ними разногласия касаются в первую очередь миграционных проблем».

Директор Института миграционной политики (Берлин) Ольга Гулина тоже согласна с тем, что события в Хемнице стали для Германии новостью общефедерального уровня. В то же время, она напоминает слова Меркель, о том, что они «не имеют отношения к правовому государству». По мнению Гулиной, такой уровень обсуждения темы миграции «показывает ее остроту», а с другой стороны, что «праворадикальные настроения в немецком обществе растут». В то же время она говорит, что пока трудно сказать, как эти настроения отразятся на результатах следующих выборов, поскольку на них обычно влияет много разных факторов. Тем не менее, эта тема «может сыграть на предстоящих выборах в Баварии», — полагает эксперт.

Вопрос отношения к миграции, учитывая его остроту, «заставляет политиков всех партий включать его в одну из первых строчек своей программы», — добавляет она. Тем не менее, Гулина считает, что уровень поддержки АдГ в Германии не одинаков — «где-то он растет, а где-то убывает». По ее словам, инцидент в Хемнице все же нужно рассматривать скорее как нонсенс, нечто экстремальное, нежели правило. Его интерпретация той или иной партией в Германии зависит от ее приоритетов, говорит она.

В частности, эксперт приводит пример партии Свободных демократов, целевая группа которых мелкие и средние предприниматели. Гулина рассказала, что СвДП периодически проводит мероприятия, демонстрирующие успешные случаи интеграции мигрантов, которые начинают заниматься мелким и средним бизнесом в Германии, а также выступает за принятие закона о двойном гражданстве, который, по их мнению, с одной стороны, помог бы мигрантам быстрее стать немцами, а с другой, позволил бы им сохранять свою национальную идентичность.

В целом же, считает Гулина, позиция, в которой превалирует мнение «мигранты нам не нужны» в нынешней Германии скорее нужно признать экстремальной, и присуща она в основном крайне правым из АдГ.

Александр Желенин