Posted 29 октября 2018,, 12:37

Published 29 октября 2018,, 12:37

Modified 30 марта, 18:21

Updated 30 марта, 18:21

К чему США готовят Южный Кавказ?

29 октября 2018, 12:37
Визит Джона Болтона в Армению, Азербайджан и Грузию носил скорее принудительный характер и создал им дополнительные угрозы.

Прежде чем посетить Южный Кавказ, Джон Болтон побывал в Москве. Это отдельная тема, и «Росбалт» о ней писал. Но она в любом случае имеет отношение к Южному Кавказу, поскольку, во-первых, на влияние в нем традиционно и «по праву» претендует Россия, а США хотят ее «выдавить» и полновластно распоряжаться регионом самим. Во-вторых, советник президента США по вопросам национальной безопасности вряд ли удовлетворен результатом московского вояжа, и теперь то, чего он «не добрал» в России, намерен в определенных направлениях компенсировать в Грузии, Армении и Азербайджане. То есть «отыграться» на республиках Южного Кавказа и добиться от них желаемых для Вашингтона действий в отношении, как минимум, Москвы и Тегерана.

В общем, речь идет об активизации политики Вашингтона в государствах ЮК, тесно связанного, и географически и политически, с Россией и с Ираном. В наибольшей степени это касается Азербайджана, граничащего и с РФ, и с ИРИ, а также обладающего значительными углеводородными запасами. В интервью «Голосу Америки» Болтон подтвердил, что США считают Южный Кавказ стратегическим для себя регионом, и намерены активнее, чем прежде, проводить санкционную политику в отношении Ирана.

Азербайджан — самая «трудная» для американцев республика в регионе: она не кланяется Западу только для того, чтобы снискать его расположение и проводит собственную, выгодную для себя многовекторную политику без резких шараханий из стороны в сторону. Информация о том, что именно Болтон обсуждал в Баку, крайне скудна. В соответствии с ней, встреча президента АР Ильхама Алиева с Болтоном прошла конструктивно и в обстановке «взаимопонимания». «Визит создает благоприятные условия для развития и дальнейшего углубления двусторонних связей между Азербайджаном и США в различных направлениях», — сообщил представитель администрации азербайджанского президента Хикмет Гаджиев.

По его словам, стороны также обсудили вопросы расширения сотрудничества в сфере экономики и более активного привлечения американских инвесторов на рынок АР. Разумеется, говорили и о необходимости скорейшего урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. На встрече Болтона с главой азербайджанского МИД Эльмаром Мамедъяровым последний подчеркнул неприемлемость существующего статуса-кво в конфликтной зоне, необходимость вывода армянских вооруженных сил с территорий, оккупированных Арменией, и возвращения беженцев.

В общем, вполне «гладкий официоз», в котором, кстати, ни разу не позвучала иранская проблематика. Ну и если не считать короткого сообщения Гаджиева, по которому Алиев на встрече с Болтоном еще раз отметил, что «Азербайджан имеет с соседними странами деловые и дружественные отношения, … руководствуется в межгосударственных отношениях высокими принципами международного права». Означает ли это, что Баку дистанцируется от участия в «сдерживании» Ирана, а вместе с ним — и России, проявляя, при этом, готовность к борьбе с международным терроризмом и расширению энергетического взаимодействия с Западом? Скорее всего, да: Азербайджан вряд ли согласится стать плацдармом для антииранских и антироссийских действий. Учитывая военно-политическую «булимию» США, она в корне подорвет систему региональной безопасности в целом и, в конечном итоге, обернутся против самого Баку.

Иное дело — Армения, которую Болтон посетил в условиях фактического безвластия: премьер и правительство подали, для отвода глаз, в отставку; страна находится на пороге досрочных парламентских выборов. Республикой, граничащей с Ираном, который сильно облегчил ее полублокадное существование и имеет с ней тесные экономические отношения, сейчас управляют откровенно антироссийские силы, усиленно старающиеся, на показ Москве, не выдавать себя за таковых. Это мало кого может обмануть в России и, тем более, в США. Поэтому поле для «правильной» агитации у Болтона в Армении было весьма обширным. Надо полагать, что армянские власти пытались продвинуть на встрече с помощником Трампа карабахское урегулирование с минимальными для себя потерями и вопросы, касающиеся американской финансовой помощи. Но по факту услышали довольно неожиданные речи: помощник Трампа откровенно разрекламировал американское вооружение как гораздо лучшее, чем, российское, и дал понять, что США могут отменить 907-ю поправку, запрещающую продавать оружие Армении и Азербайджану.

«На данный момент решение пока не принято, и я не могу предсказать, каким оно будет в будущем в вопросе продажи оружия обеим сторонам… Ситуация такова, что Армения покупает оружие, в основном, из России, и Азербайджан тоже на 80% из России. Это обстоятельство, конечно, не содействует урегулированию конфликта, потому что дает России большое влияние», — заявил Болтон. И сделал это весьма «своевременно», учитывая, что после «бархатной революции», приведшей к власти в Армении прозападного Никола Пашиняна, в отношениях с Россией возникли трещины, чего армянский премьер упорно не хочет признавать.

Но Болтон очень искусно использовал ситуацию по «уводу» Армении от России. В одном из своих интервью он, среди прочего, заявил, что «если речь идет о покупке либо российской военной техники, либо американской, то мы бы предпочли последнее. Поэтому мы хотим рассмотреть такую возможность. Я думаю, это увеличивает возможности Армении в условиях, когда она зависит от одной большой державы. … Сейчас самое время быть оптимистом в том плане, что Армения сможет выйти на мировую арену».

Что же касается карабахского конфликта, «Решение сложное. Будь это просто, урегулирование было бы достигнуто уже давно. Я не приехал с изменением американской политики или с новыми решениями. Стороны должны сами найти его, работая друг с другом». Армянское издание Lragir трактовало прямую речь американца так: США признают карабахские «реалии», но придерживаются мнения, что «принуждение по Карабаху увеличит зависимость Армении от России, … усилит позиции пророссийских кругов» в республике. Но «этим визитом США открывают путь Армении и стирают один из самых важных «исторических стереотипов», то есть «армянам некуда деваться». Понятно — от России. И «очередь теперь за Москвой, политика которой в отношении Армении строилась на этих стереотипах и страхах».

Но, избавившись от одного «страха» — российского, что весьма сомнительно, Армения автоматически попадет в тиски страха другого — исходящего от США. Потому как за здорово живешь Вашингтон и пальцем не пошевелит для Еревана. Значит, последнему придется расплачиваться за «доброе слово» американцев своими отношениями с Ираном и Россией. Ведь Болтон не просто сотрясал воздух, заявив, что иранская граница остается «важным вопросом» в армяно-американских отношениях, поскольку Вашингтон желает оказать на Тегеран «максимальное давление». Как представляет себе Армения поддержку США в этом деле, когда она, во-первых, является членом Евразийского экономического союза, создающего зону свободной торговли с Ираном? Да и вообще сама республика имеет с Ираном две СЭЗ.

И как Ереван представляет себе помощь США в «сдерживании» России, состоя в одном с ней военном блоке — ОДКБ, имея с «союзником» десятки договоров в сфере безопасности и других важнейших областях. На среднесрочную перспективу приобретение оружия у США тоже видится весьма мифическим действом, учитывая, опять же, фактор членства в ОДКБ, несовместимость российского и американского оружия и бедность армянского бюджета. Что же, США будут перевооружать Армению за свой счет, или, как Россия, под льготные кредиты и по символической цене?

И вообще, какова цена вопроса, будь то ожидания или принуждение американцами государств Южного Кавказа к антииранским и антироссийским санкциям и «смене влияния»? Если этот номер пройдет, а он вряд ли возможен в случае с Азербайджаном, то вскоре США попытаются повторить его и в Центральной Азии. «Думаю, есть возможность поднять на новый уровень отношения между Арменией и США, и мы готовы воспользоваться этой возможностью», — заявил Пашинян. Следует ли уточнять, что фактически речь идет о другой возможности — разжечь новый пожар на Южном Кавказе, пребывающем в довольно шатком геополитическом положении, и загнать его в угол.

А что же Грузия? У Тбилиси, конечно, нет никакого желания становиться разменной картой в американо-российском и ирано-американском конфликте: добровольно он не выберет себе место между молотом и наковальней. И тут многое будет зависеть от дееспособности грузинской дипломатии, которая может перенести внимание Вашингтона на усиление сотрудничества в сфере безопасности, по линии НАТО, своей миротворческой миссии в Афганистане и клятвенными заверениями, что ни российского, ни иранского влияния в стране не будет. Но «нормальные» отношения с РФ, насколько это возможно, и с Ираном ей жизненно необходимы. На границе с Абхазией и Южной Осетией, начиненными российскими военными базами, все же не стреляют. Товарооборот между Россией и Грузией растет, равно как и грузино-иранский. Энергетики сотрудничают, логистика работает. Все это нынешним властям Грузии необходимо сохранить в неизменном виде.

Однако исход дела зависит от того, насколько сильно Болтон надавит на Грузию: его приезд совпал с выборами президента, причем, предвыборная кампания прошла на фоне беспрецедентно грязной информационной войны конкурирующих сил. Выигравшего выборы сегодня нет: будет второй тур голосования. Внутриполитические и гражданские потрясения не исключены. Так что в желании добиться своего США могут сыграть и на этом. Сыграют ли — будет известно вскоре после выборов.

А пока Болтону в Тбилиси подтвердили желание расширить стратегическое партнерство с США. Он встретился с главой МИД, МВД, Минобороны, премьер-министром. Помощник Трампа проинформировал, что США видят возможность расширения сотрудничества с Грузией в области экономики и инвестиционной активности. По его свидетельству, Грузия является для США «страной высших стратегических интересов». Он также заверил, что позиция Вашингтона по вступлению Грузии в НАТО остается неизменной, и его страна только «ждет подходящего для этого времени».

Симптоматично, что и в Тбилиси «иранскую тематику» аккуратно обошли, и из официального сообщения МВД Грузии было понятно только то, что стороны обсудили вопросы региональной безопасности и региональных угроз. От кого они исходят, официально не обозначено. В общем, умный поймет, дураку — не надо. Очевидно, однако, что перед Грузией и всеми государствами Южного Кавказа стоят сейчас две дилеммы — иранская и российская. И что реальные интересы региона — находиться подальше от драки «больших и сильных» — вряд ли будут учитываться. В противном случае Болтону просто незачем было ехать на Кавказ.

Ирина Джорбенадзе