Posted 11 декабря 2018,, 08:12

Published 11 декабря 2018,, 08:12

Modified 31 января, 21:35

Updated 31 января, 21:35

Путин — Лукашенко: вместе тесно, порознь — скучно

11 декабря 2018, 08:12
Почему российский и белорусский президенты постоянно «ссорятся»? Причем, кажется, не только из-за «креветок» и цен на энергоносители.

«Я говорю не с точки зрения стенания и рыдания, а потому что договорились, но не сделали. Наш Союз образовался на определенных свободах — передвижения рабочей силы, капитала, товаров и т. д. И самое главное, о чем мы договаривались по экономике, — что все субъекты хозяйствования и люди будут иметь равные условия. Нет равных условий — нет Союза», — заявил Лукашенко.

Напомним, что Белоруссия 90% своей экспортной промышленной и аграрной продукции продает в Россию (на Запад и в другие страны — в основном сырье, нефтепереработку, калийную соль, лес и т. п.). Белоруссия получает от России беспошлинную нефть и самый дешевый за пределами РФ газ, сырье и комплектующие. То есть белорусские предприятия встроены в российский рынок и российские же (для приличия теперь говорят «евразийские») технологические и товарно-денежные цепочки. Именно этим, в частности, Лукашенко объясняет свое желание получать российские энергоносители по внутрироссийским же ценам. На саммите он привел такой пример: тариф «Газпрома» на транспортировку природного газа для Белоруссии составляет почти $3 за 1 тыс. куб. м на 100 км, а внутренний тариф в России — порядка $1. А в структуре цены газа для Белоруссии плата за транспортировку по территории России — более 70%.

«Что касается сегодняшней ситуации, то сейчас важен не тариф, важна конечная цена газа. Обращаю внимание, что $129 (за 1 тыс. куб. м газа) — цена сегодня у Беларуси, будет в следующем году $127. А в ФРГ — $250. И это, безусловно, большое преимущество для союзников по ЕАЭС. Конечно, нужно стремиться к унификации, но для этого нужно время и другой уровень интеграции, — ответил белорусскому коллеге Путин.

Михаил Петровский