Posted 9 января 2019,, 08:20

Published 9 января 2019,, 08:20

Modified 31 января, 21:47

Updated 31 января, 21:47

УПЦ КП плюс УАПЦ и еще немного МП — получается ПЦУ

9 января 2019, 08:20
Рождество украинцы отмечали уже с «собственной» православной церковью, за что почетный патриарх Филарет получил от президента Порошенко звание Героя.

В Киеве 7 января была самая настоящая рождественская погода — прямо по Гоголю. Безветренно, тихо падающий крупными хлопьями снег, повсюду разнаряженные рождественские елки, огни, гирлянды. Тихо и красиво. Но было еще кое-что. Пусть это прозвучит как штамп, но настоящим центром притяжения для киевлян стала Софийская площадь. Там, в Софийском соборе, был выставлен на всеобщее обозрение привезенный из Стамбула накануне ночью Томос — документ, дающий Православной церкви Украины (ПЦУ) право именоваться самостоятельной поместной церковью — наравне с 14-ю другими православными церквями мира.

Таксист, который вез нас на Софийскую площадь, конечно, не мог остаться в стороне от темы. «Ну вот кто бы объяснил мне, почему этот Томос так важен?! Да, я понимаю, что это историческое событие, но все равно не въезжаю во все тонкости. Однако, что он даст для меня, для моей семьи?» — риторически спрашивал нас примерно 40-летний мужчина. А потом, помолчав, сказал как бы сам себе: «По крайней мере, теперь хоть Москва через церковь не будет украинцам свою политику пропихивать».

Софийская площадь была такой же, как и все рождественско-новогодние праздники, да и как 15 декабря, когда проходил объединительный собор ПЦУ, где ее предстоятелем избрали митрополита Епифания (Думенко): киоски с глинтвейном, кофе и сувенирами, карусели, сцена, большие видеоэкраны, елка. Только в толпе гуляющих почти не было священников, в изобилии присутствовавших тогда. А еще — всю площадь пересекала, извиваясь и растянувшись на несколько сотен метров, огромная людская очередь. Люди стояли, чтобы увидеть Томос — документ был выставлен на всеобщее обозрение в Трапезном храме Софии Киевской.

После праздничного богослужения Томос был выставлен в Трапезном храме Софии Киевской. Сразу же к нему образовалась огромная очередь, которую добросовестно отстоял и корреспондент «Росбалта». Удивило, насколько спокойно и мирно все проходило: никаких досмотров, металлоискателей, обшаривающих тебя взглядом правоохранителей. Несколько национальных гвардейцев и одна служебная собака мерзли в сторонке — и все. Ну, еще в центре Киева было немного больше полиции, чем обычно. По самым приблизительным оценкам МВД, за один только день 7 января посмотреть на Томос об автокефалии пришло не менее 150 тыс. человек.

Теперь митрополит Епифаний направит письма мира предстоятелям других поместных церквей с предложением наладить церковное (евхаристическое) общение. Впрочем, это произойдет не завтра. Впереди еще ряд «бюрократических» процедур, ради исполнения которых после пребывания в Киеве Томос вернется в Константинополь. Дело в том, что пока он подписан только Варфоломеем, а для окончательного вступления документа в силу его должны «заверить» все члены Святейшего синода Константинопольского патриархата.

«Нужно понимать: автокефалия Украинской церкви — это явление в основном имеет политическое содержание. Получение Томоса и внесение ПЦУ за 15-м номером в диптих (список церквей) Вселенского патриархата, оно символизирует окончательный уход Украины из „Российской империи“, — сказал „Росбалту“ журналист украинского издания „Левый берег“ Андрей Паливода. — Наверное, даже странно, что автокефалия не была оформлена много ранее, в конце 1990-х или в начале нулевых. Это говорит о том, что украинцы оказались очень медлительными в выстраивании своего национализма. Например, по сравнению с теми же прибалтами. Украинцы до сих пор не ушли из российского культурного пространства. В Киеве говорят преимущественно по-русски, много звучит российской попсы, а по телевизору показывают старые советские фильмы. Но все это неотвратимо уходит, и официальное оформление поместной украинской церкви — это крупнейший шаг „прочь от России“. Что бы не сделал Порошенко до или после, но в историю он уже вошел как глава государства, добившийся того, что казалось невозможным еще год назад — духовной независимости Украины».

Вопрос, какому из центров православия будет подчиняться та или иная община — это еще и вопрос собственности на храмы, а значит и вопрос о деньгах. По украинскому законодательству храмы могут принадлежать либо государству (если они являются памятниками истории и культуры), либо самой религиозной общине (обычно это построенные недавно церкви), либо местной территориальной общине (младшая единица административно-территориального деления Украины). В первом случае государство само вольно решать, священникам какой церкви передать храм для проведения богослужений. Во всех остальных случаях вопрос «Чей храм?» должен решаться голосованием членов церковной общины либо местных жителей. Соответственно, каждое решение по церковной собственности будет индивидуальным. И эта «шарманка» может растянуться еще на долгие годы.