Posted 24 апреля 2019,, 06:59

Published 24 апреля 2019,, 06:59

Modified 31 января, 22:39

Updated 31 января, 22:39

Казус Зеленского

24 апреля 2019, 06:59
Роман Трунов
Убедительная победа на президентских выборах на Украине внесистемного политика вызывает нежелательные для Кремля ассоциации.

Украина выбрала нового, шестого по счету президента. Им стал Владимир Зеленский, который во втором туре безоговорочно победил действующего главу государства Петра Порошенко. Никогда еще в постсоветское время украинцы не голосовали настолько единодушно. Никогда еще неприятие власти, граничащее с ненавистью, не было столь всеобщим.

Победа внесистемного кандидата всегда порождает много вопросов. Это относится и к Зеленскому, которого оппоненты называют «виртуальным политиком». Впрочем, его предвыборная тактика — не делать программных заявлений и до последнего момента не появляться на публике — полностью себя оправдала. Сейчас каждый видит в новом президенте то, что хочет видеть. Для антагонистов поверженного режима он является символом прежней тихой Украины. Майданные романтики расценивают его успех как возвращение к истокам этого народного движения, преданного коварным Порошенко. Иначе говоря, для огромного числа украинцев актер, сыгравший в кино и в жизни президента Голобородько, стал не только верой и надеждой, но еще и идеей. «Я — результат ваших ошибок, Петр Алексеевич», — резюмировал эти настроения Зеленский во время дебатов.

Словесная дуэль кандидатов в президенты, помимо всего прочего, выявила еще одну интересную особенность. Оказывается, в России симпатизантов Порошенко едва ли не больше, чем на Украине. Во всяком случае, многие российские эксперты решили, что на стадионе «Олимпийский» Петр Алексеевич победил Владимира Александровича. Поскольку он больше соответствовал представлениям о главе государства. А между тем их украинские коллеги, как правило, придерживались иного мнения. Самые осторожные оценки — это тактическая победа Зеленского, который как минимум не проиграл Порошенко. Собственно, в этом и заключается главное отличие украинцев от россиян. Восприятие высочайшей особы в Речи Посполитой и в Московском государстве всегда было диаметрально противоположным.

Вышеупомянутая традиция не сулит новому президенту легкой жизни. В самое ближайшее время ему предстоит объяснять, какую политику он собирается проводить. И от того, что сумеет сделать Зеленский, зависит его политическое будущее. Первоочередная проблема — формирование президентской команды. Кто в нее войдет, совершенно непонятно. Зеленский неоднократно говорил, что во власти не будет бывших «регионалов» и олигархов. Второстепенные бенефициары прошедшей президентской кампании, Анатолий Гриценко и Игорь Смешко, к их числу явно не относятся. Поэтому резонно предположить, что эти опытные политики могут рассчитывать на высокие государственные посты. Ведь определенно ясно, что секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов и министр обороны Степан Полторак не удержатся при новом главе государства. В то время как один из столпов прежнего режима, Арсен Аваков, имеет все шансы остаться министром внутренних дел. Он, как никто другой, оберегал Зеленского в ходе этих выборов.

Что будет с олигархами, тоже большой вопрос. Сейчас трудно представить, каким образом Зеленский нивелирует политическое влияние Рината Ахметова, Игоря Коломойского, Виктора Пинчука, Дмитрия Фирташа. Да и Петр Порошенко, судя по всему, не намерен сдаваться. Причем столкнуться с заправилами украинской политики избранному президенту предстоит в самом скором времени. Очередные выборы в Верховную раду намечены на 27 октября. Но не будет преувеличением сказать, что подготовка к ним уже идет полным ходом. Партия Зеленского, «Слуга народа», в ближайшие месяцы останется одним из фаворитов парламентской кампании. Между тем, каким будет ее рейтинг через полгода, сегодня никто не решится сказать. Например, «Блок Петра Порошенко» в 2014 году быстро растерял популярность.

Безусловно, сильным ходом Зеленского мог бы стать роспуск Рады. Он, кстати, уже говорил, что такое решение было бы на руку его соратникам. Однако статья 90 Конституции Украины существенно ограничивает возможности президента. Впрочем, зацепка есть. Но для этого президентской стороне нужно доказать, что правящая коалиция («Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт») на самом деле не существует. Однако трудно предположить, что парламентское большинство будет в восторге от этой идеи. Так что расформирование парламента представляется маловероятным.

Особняком стоят отношения Украины и России. Порошенко, зациклившийся на этой теме, крупно проиграл. Зеленский, безусловно, не хочет повторять ошибки своего предшественника. Без малого за две недели до второго тура Виктор Медведчук заявил, что ДНР и ЛНР «предварительно согласны на автономию в составе Украины». Это явно был пробный шар, который не попал в лузу. Такая напористость, похоже, насторожила Зеленского. До этого он не раз говорил, что готов обсуждать с Владимиром Путиным судьбу Донбасса. Однако после откровений Медведчука его высказывания стали более осторожными. Не исключено, что Зеленский решил отложить эту проблему в долгий ящик, оставив Россию наедине с этими территориальными приобретениями.

Ответ Москвы не заставил себя ждать. 18 апреля российское правительство запретило экспорт угля, нефти и нефтепродуктов на Украину. Кроме того, был запрещен импорт продукции украинского машиностроения. Эти санкции, несомненно, создадут Киеву кучу новых проблем. Вместе с тем, как показал опыт, предыдущие жесткие меры Кремля не принесли желаемого результата. Нет достаточных оснований полагать, что и в этот раз что-либо получится. А в том случае, если «Северный поток — 2» не начнет работать 1 января 2020 года, России и вовсе придется заново договариваться с Украиной о транзите газа через ее территорию.

Постсоветское пространство, которое Россия привыкла считать своей вотчиной, меняется на глазах. Можно даже сказать, что оно постепенно перестает быть постсоветским, что начался переход в иное состояние. И тому обнаруживается все больше подтверждений. Не прошло и года, как в Армении, вопреки российским усилиям, победил внесистемный политик Никол Пашинян. Теперь еще и Владимир Зеленский показал, что систему можно одолеть.

У этой победы, кроме всего прочего, есть еще и неконтролируемый подтекст. Это понятие в свое время изобрели идеологи ЦК КПСС. Его смысл хорошо объяснил Владимир Войнович: «Это если вы, допустим, смотрите фильм, не имеющий никакого отношения к политике. Видите темные горы, заснеженные вершины, синее небо и думаете: «А все-таки Брежнев сволочь».

Роман Трунов