Posted 8 мая 2019,, 15:25

Published 8 мая 2019,, 15:25

Modified 30 марта, 16:53

Updated 30 марта, 16:53

Война в Сирии: противников не становится меньше

8 мая 2019, 15:25
Анкара демонстрирует сближение с Москвой и Тегераном, оказывая противодействие американцам, отмечает востоковед Михаил Магид.

Судя по информации, поступающей из Сирии, заявления о победе над «Исламским государством» (террористическая организация, запрещенная на территории РФ), сделанные и Россией, и США, как минимум, преждевременны. Российская военно-воздушная база «Хмеймим» за последние сутки была несколько раз обстреляна. Причем не из стрелкового оружия, а системами залпового огня, которые корректировал беспилотник. Российская и сирийская авиация наносят массированные удары по провинциям Идлиб, Хама и Алеппо, что ведет уже к большим потерям, прежде всего, мирного населения.

Турки, между тем, не отказываются от намерения решить курдский вопрос на севере Сирии в свою пользу. Некоторые российские СМИ сообщают, что Анкара готовит там военную операцию. Между тем курды продолжают находиться на севере Сирии под покровительством США.

О том, что происходит сейчас в Сирии и к чему может привести очередное обострение обстановки в этой стране, обозревателю «Росбалта» рассказал эксперт по Ближнему Востоку Михаил Магид.

— Можно ли сегодня уже сказать, что силы ИГ и их возможности сопротивления в Сирии были явно недооценены, особенно с учетом неоднократных обстрелов российской базы «Хмеймим»?

— Сомневаюсь, что «Хмеймим» обстреливают боевики ИГ. Скорее всего, это дело рук различных вооруженных групп сирийской оппозиции, включая «Хайт Тахрир аль Шам» (террористическая организация, запрещенная на территории РФ). Но все эти группы враждуют между собой и, одновременно, сражаются с ИГ. Существует много противоборствующих течений, как исламистских, так и нет, которые располагают крупными силами. Но их слабость в том, что они конфликтуют между собой.

— Хотя сейчас в Сирии Турция стала почти официальным союзником России, не кажется ли вам, что противоречия между двумя странами достаточно велики, что может привести к новому столкновению между Москвой и Анкарой, возможно даже более жесткому, чем это было четыре года назад?

— Если это когда-нибудь и случится, то вряд ли теперь. Дело в том, что между Анкарой и Вашингтоном нарастают противоречия. США постоянно критикуют Турцию, причем, ее решение закупить российские зенитно-ракетные системы С-400 может вызвать даже новые антитурецкие санкции. Анкара, в свою очередь, демонстрирует сближение с Москвой и Тегераном, оказывая таким способом противодействие американцам. А Россия со своей стороны, может быть, рассчитывает ослабить связи Турции и США. Поэтому в настоящее время РФ и Турция не заинтересованы в конфликте. Совсем наоборот, они ищут определенные возможности для сотрудничества и сближения.

— Вполне возможно, что Москва отдаст курдов на севере Сирии на заклание Турции, однако не очень похоже на то, что США, даже несмотря на налаживание диалога между Трампом и Путиным, готовы отказаться от поддержки курдов и, напротив, признать действующего президента Сирии Башара Асада. Так ли это на ваш взгляд?

— Здесь очень важно, о каком районе Сирии идет речь. Регион Шахба, который в настоящее время контролируется курдами и Асадом, — это один разговор. Там нет и никогда не было войск США, и американцы никогда не брали на себя ответственность за его защиту. Турция озабочена влиянием сирийских курдов, связанных с РПК (Курдская рабочая партия, которая ведет военные действия на территории Турции, сражаясь за курдскую автономию). Соответственно, Анкара заинтересована в максимальном ослаблении отрядов, поддерживающих РПК в Сирии, и может атаковать Шахбу.

РФ в ответ может потребовать какую-то часть Большого Идлиба — другого региона на севере Сирии. Его контролируют турецкие войска вместе с разными группами сирийской оппозиции. Теоретически, Турция может обменять какую-то часть Идлиба на Шахбу. Такое соглашение между Москвой и Анкарой возможно.
Совсем другое дело — отряды курдского ополчения, контролирующие вместе с местными арабскими племенами ряд других районов на севере и востоке Сирии. Это в общей сложности 30 процентов территории страны. Там находятся войска США.

При этом в самих Штатах в эшелонах власти есть две конфликтующие точки зрения. Одни считают, что войска надо вывести и сдать курдов, что приведет к улучшению отношений с Турцией и вернет ее орбиту американского влияния. Другие говорят, что американцы не могут сдать своих партнеров — курдов, главных союзников в успешной борьбе с ИГ, потому что такое предательство привет к падению авторитета США во всем мире.

Трамп то говорит о выводе войск из Сирии, то откладывает его. Может быть, эти войска будут заменены какими-то другими частями НАТО или арабскими частями из лояльных США стран, вроде Саудовской Аравии, и тогда эти силы возьмут курдов под защиту. Но пока никто не горит желанием лезть в сирийскую кашу. Из-за хаоса в Вашингтоне и его неопределенной политики, невозможно сказать, уйдут оттуда американцы или нет. Пока видно, что они не уходят.

Беседовал Александр Желенин