Posted 22 мая 2019,, 07:36

Published 22 мая 2019,, 07:36

Modified 31 января, 22:52

Updated 31 января, 22:52

Абхазии опять не до туристов — идет «предвыборная борьба»

22 мая 2019, 07:36
Власти по требованию оппозиции перенесли дату голосования за нового президента. Но прошедшие беспорядки уже привели к массовым отказам от броней в отелях.

Похоже на то, что редеющий с каждым годом поток туристов в Абхазию нынешним летом и вовсе прекратится. Парадоксально, но факт — беспорядки на политической почве, а по сути, межклановая борьба, обостряются в «Стране души» именно в туристический сезон — единственный, когда частично признанная республика может сама, без российских бюджетных вливаний, заработать деньги.

Так случилось и сейчас: Блок оппозиционных сил потребовал от властей перенести президентские выборы, назначенные на 21 июля, на осень. Потому как, утверждает оппозиция, ее кандидат в президенты Аслан Бжания был отравлен — еще в апреле его госпитализировали в Москве в тяжелом состоянии. В крови у него якобы было обнаружено повышенное содержание ртути и других отравляющих веществ. С симптомами, схожими с болезнью Бжания, в клинику попали и двое его охранников.

В общем, оппозиция рассчитывала на то, что Бжания «вернется в строй» и сможет принять участие в выборах, однако ее надежды оказались тщетными. Она обратилась в парламент с просьбой перенести выборы на осень, но тот проголосовал против. И тут началось: оппоненты власти объявили бессрочную забастовку, акцию общегражданского неповиновения и даже «чрезвычайное положение» на всей территории республики. По словам представителей оппозиции, «Это вынужденная мера ответственных и здравомыслящих представителей народа, цель которой — защитить граждан Республики Абхазия от произвола действующей власти, погрязшей в безответственности, лжи и коррупции. … К сожалению, мы вынуждены констатировать, что наша свобода оказалась под угрозой».

Народ собрался у здания законодательного органа, оцепленного несколькими рядами представителей силовых структур. Периодически в толпе происходят стычки и драки сторонников противоборствующих сил. Люди требуют, чтоб к ним вышли спикер парламента и президент Рауль Хаджимба. Последнего они вообще призвали уйти в отставку.

Помощник генпрокурора Абхазии по связям с общественностью Даур Амичба «припугнул», что это ведомство начало сбор материалов, касающихся проведения акции протеста у здания парламента. Но это никого не напугало: более того, масштабы акции растут и уже перекинулись на транспортную сферу и регионы: Сухум, что называется, встал. Маршрутки и общественный транспорт не работают, добраться до места назначения возможно только на такси. Кроме того, сторонники оппозиции перекрыли дороги в районе Бзыби и Тамыша. По признанию министерства внутренних дел Абхазии, сил и средств на «адекватную реакцию» у него нет. А генпрокуратура все твердит, что любые призывы к свержению государственной власти и проведение незаконных акций (собственно, на них Хаджимба в свое время и стал президентом), «повлекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Республики Абхазия».

Очередной хаос в этой «душевной стране», известной своей крайне тяжелой криминогенной обстановкой, жертвой которой стал не один российский турист и бизнесмен (убийства, грабежи, мошенничество, похищения людей), вынудил смельчаков, которые все же планировали провести отпуск в Абхазии, отказаться от своих планов. Во многих местных отелях уже началась отмена бронирований, передает Sputnik со ссылкой на президента Абхазского союза туризма Анну Калягину. «Нам сообщили, что бронирования во многих отелях уже начали отменять. Пока не можем комментировать количество отмен. Мы, конечно, сейчас будем анализировать ситуацию, будем связываться с коллегами, уточнять, насколько все трагично», — сказала она.

По ее словам, турагенты, работающие в разных городах России, обеспокоены ситуацией в Абхазии. «Мы боремся за каждого туриста со многими странами, и при этом допускаем такие колоссальные ошибки — мы почему-то начинаем все массовые брожения именно летом, перед сезоном. Мы, прежде всего, хотим поддерживать имидж республики. Второе, мы хотим, чтобы к нам приехали туристы, по одной простой причине — если летом не приехали туристы, мы все знаем, как это влияет на всю республику», — добавила Калягина.

Ну, а что ее глава — Хаджимба? К протестующим он, разумеется, не вышел, и «отписался» на президентском сайте в таком духе: «В эти дни мы с вами стали очевидцами деструктивных действий оппозиционных сил, которые под внешне благовидным предлогом заботы о состоянии здоровья депутата Аслана Бжания и его участия в предстоящих президентских выборах, на деле обнажили суть своих главных намерений — досрочной отставки главы государства». Надо думать, что Хаджимба недалек от истины: оппозиция неоднократно требовала его отставки и, строго говоря, он еле дотянул до объявления даты выборов.

Верно и его признание, что «нагнетание напряженности может отпугнуть многих отдыхающих». А дальше он обвинил оппозицию в том, в чем сам грешен на своем пути к президентству: «Факты, наблюдаемые нами в последние дни, свидетельствуют о попытках захвата власти, несмотря на то, что лидеры оппозиции пытаются объяснить их благими демократическими устремлениями». В общем, бумеранг возвращается, и вряд ли его смогут перехватить даже те российские силы, которые в свое время лоббировали Хаджимба и способствовали его «восхождению на трон». Доверия своих «благодетелей» он, скажем прямо, не оправдал: какой криминальной «черной дырой» была Абхазия, такой и осталась, если не стала еще глубже и чернее. И вряд ли ему простят неспособность сопротивления преследованию российского бизнеса, похищениям и заказным убийствам.

В общем, лето еще не наступило, а «политическая жара» в «Стране души» — в полном разгаре. Собственно, кто в итоге станет президентом Абхазии, особого значения не имеет. Международным сообществом она не признана (исключение — Россия и еще четыре страны); от так называемой «цивилизованной жизни» со всеми ее атрибутами, включая правовые, инвестиционные, торгово-экономические и прочие, республика изолирована. Правда, в ней можно навести элементарный порядок, но пока только теоретически: прежде надо избавиться от политико-криминальных кланов. А у кого на это в сегодняшней Абхазии есть соответствующий потенциал, политическая воля, а, главное — смелость? Вероятно, ни у кого. Так что кипеть Абхазии и дальше — от выборов до выборов, и в промежутках, как показывает новейшая история — тоже.

Правда, на сей раз президент и оппозиция все же пришли к компромиссу — но только по дате выборов. Объявлено, что они пройдут 25 августа, то есть «почти осенью».