Posted 18 июня 2019,, 10:25

Published 18 июня 2019,, 10:25

Modified 30 марта, 16:36

Updated 30 марта, 16:36

Трамп меняет отношение к Москве

18 июня 2019, 10:25
После встречи с Владимиром Путиным в Осаке президент США намерен уволить свою советницу по России и Европе.

Последний человек из «старой» команды Дональда Трампа готовится покинуть Белый дом. По данным журналиста The New York Times Мартина Бейкера, уже в августе пост директора по вопросам России и Евразии в Совете по национальной безопасности США покинет Фиона Хилл. На ее место должен прийти глава этого совета Тим Моррисон.

Моррисон является специальным помощником президента по вопросам оружия массового уничтожения и биологической защите. То есть, специализируется на самой логичной для развития контактов с Россией теме — на ядерном нераспространении. В частности, сейчас он координирует разработку национальной политики и программ по снижению глобальных угроз от ядерного, биологического и химического оружия, в том числе, судя по всему, и подготовку американо-российско-китайского договора об ограничении производства и применения баллистических ракет. Это соглашение, как хотелось бы Трампу, должно прийти на смену прекратившему свое действие Договору ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД).

Что касается Фионы Хилл, то она считается признанным американским специалистом по России. Она автор многих книг по российской тематике, свободно говорит по-русски и даже училась одно время в Институте иностранных языков в Москве. Ее отношение к России и лично Владимиру Путину можно назвать весьма скептическим. В 1999—2000 годах она занимала должность директора по стратегическому планированию Фонда Евразии в Вашингтоне, а в 2006—2009 годах работала в Национальном совете по разведке, занимаясь российским и европейским направлениями. Потом работала в Институте Брукингса, откуда и перешла на работу в Белый дом.

Хилл, как ходят слухи, с начала 2019 года уже несколько раз (и всегда неофициально) посещала Москву и проводила переговоры на уровне Совета безопасности, МИД и президентской администрации. Последний раз, скорее всего, это было в середине апреля, когда информация о визите и встречах в итоге просочилась в прессу и была подтверждена российской стороной.

По словам российских дипломатических источников речь тогда шла о Сирии, по которой Кремль достаточно успешно договаривается с американцами, и Венесуэле, долгое время бывшей предметом для конфликта.

Впрочем, теперь Дональд Трамп, если верить слухам, намерен задать новый тон в американо-российских отношениях. Он уже не раз прямо говорил, что выступает за то, чтобы переформатировать их. Сделал бы это и раньше, да вот якобы мешало ему расследование так называемого «российского следа» во вмешательстве в президентские выборы 2016 года. Теперь оно закончено и можно попытаться отношения двух стран нормализовать, разумеется, как любит американский лидер, в рамках «отличной сделки».

В чем может она состоять? Видимо в новых переговорах по ракетам, ядерному оружию и другим темам, по которым Москве и Вашингтону проще всего договариваться. Возможно, если будет достигнуто какое-то соглашение по Ирану, которое можно будет озвучить публично, впоследствии добавится и эта тема.

Впрочем, любые договоренности требуют согласия как минимум двух сторон. Ну а трехсторонний договор — так еще и Китая, вдобавок к России и США. И тут планы Дональда Трампа вполне могут натолкнуться на серьезные препятствия. Пекин ранее уже заявлял, что не собирается ограничивать себя никаким «ракетными» договорами с Вашингтоном.

В свою очередь Владимир Путин наверняка тоже поедет в Осаку на саммит G20 не с пустыми руками. Ему необходимо заручиться как минимум нейтралитетом США в отношении Украины, давление на которую Россия явно не собирается снижать и после избрания там нового президента.

Так что весьма велики шансы, что Фиона Хилл уйдет, а проблема взаимоотношений с Россией останется. Слишком мало сейчас у Москвы и Вашингтона точек для соприкосновения и слишком много противоречий.

Иван Преображенский