Posted 28 июня 2019,, 05:10

Published 28 июня 2019,, 05:10

Modified 31 января, 23:12

Updated 31 января, 23:12

ЕС-2024: курс на перестройку и ускорение, гласность — уже есть

28 июня 2019, 05:10
Евросоюз неожиданно стал походить на СССР образца 1985 года. Его лихорадят внешние и внутренние кризисы, а руководство думает, как «убыстрить рост».

В числе последних — спор о том, кто должен занять руководящие должности в Евросоюзе на ближайшие пять лет. В итоге ничего не решили. Как заявил Туск: «Нам требуется еще некоторое время, чтобы обсудить весь круг вопросов, мы вернемся к разговору о персоналиях еще раз в конце июня, слишком рано сегодня обнародовать имена».

Также 20 июня лидеры стран Евросоюза не смогли выбрать нового главу Еврокомиссии (т.е. европейского правительства). Ни у одного кандидата не оказалось большинства, так что дискуссия продолжится 30 июня на внеочередном саммите. Нового председателя Еврокомиссии должны утвердить до осени, процедура проходит в два этапа: кандидата должны одобрить лидеры как минимум 21 из 28 стран ЕС и поддержать большинство депутатов Европарламента (376 из 751).

Последнее — скорее дань моде и успеху «зеленых» на последних выборах в Европарламент. От ЕС в самом деле зависит не так уж много: экологическая политика Союза и так очень жесткая, при этом на него приходится 10% мировой выработки CO2, тогда как на Китай — 30%, на США — 15%. И именно они (прежде всего КНР) плевать хотели на климатические изменения, если ограничение выбросов углекислого газа также ограничит и их собственный экономический рост.

С нелегальной миграцией (да и легальной тоже) — куда более заметные проблемы. Теряется европейская идентичность, на чем успешно зарабатывают голоса правопопулистские партии. Они же — «евроскептики», готовые развалить ЕС во имя своих национальных государств. По данным агентства пограничной и береговой охраны ЕС (Frontex), с начала 2019 года было зафиксировано 30 тысяч попыток незаконного пересечения границ ЕС. За прошлый год — 150 тысяч. То есть миграционный поток слабеет, но еще очень далек от завершения. При этом уже попавшие в Европу беженцы успешно создают проблемы в тех странах, которые их уже приняли. И не только там: нарастают противоречия между странами, принявшими много беженцев (Франция, Германия, Скандинавия), и теми, кто их принимать отказывается (Польша, Венгрия).

Беженцы стали не только дестабилизирующим фактором, но и слишком серьезной статьей расходов. Только на обеспечение жильем и пособиями мигрантов, уже осевших на немецких землях, Германия направит в 2019 году около 7 млрд евро, а всего до 2022 года — 15 млрд. А теперь представьте себя на месте европейских политиков, которые должны объяснять, скажем, собственным фермерам, почему они (фермеры) получают все меньше господдержки, а неработающие и несоблюдающие законы беженцы — все больше.

Теперь, наверное, главное — замедлившийся до неприличия экономический рост. По прогнозам, экономика ЕС в этом году вырастет на 1,2%; при этом прогноз по инфляции повышен до 1,3%. На недавнем заседании ЕЦБ регулятор сохранил ключевую и депозитную ставки на прежних уровнях 0 и 0,4% соответственно. В таком размере они сохранятся до середины 2020 года. При этом, принимая решение по ставке, ЕЦБ улучшил прогноз по темпам роста ВВП еврозоны в 2019 году.

Можно сказать, что шевелиться, искать новые пути в экономической политике, европейцев заставил 2016 год, когда за выход из Союза проголосовала одна из самых сильных экономик — Великобритания. Пока нет никаких данных о том, как именно в Брюсселе решили стимулировать экономический рост в ЕС. Понятно только, что монетарные стимулы в Европе себя практически исчерпали, бороться за него теперь нужно другими мерами. Вероятнее всего, европейцы постараются воспользоваться грандиозной торговой войной между двумя крупнейшими экономиками мира — США и Китаем.

Грамотная политика ЕС позволит ему расширить свои рынки сбыта. А если европейцы перестанут лицемерить и займутся грамотным использованием дешевой рабочей силы мигрантов, это снизит себестоимость производства европейской продукции и тем самым увеличить конкурентоспособность экономики. Правда, про социальную риторику придется подзабыть, к чему европейские политики пока не готовы.

Стратегически же, чтобы избежать «остывания» экономик стран ЕС, европейцам стоит поставить во главу угла собственные интересы. Сама по себе Европа — большой и самодостаточный рынок, так что если выстроить экономическую политику немного иначе — можно не беспокоиться об американских или китайских заградительных пошлинах. Правда, для этого потребуется уход от жестких финансовых и фискальных взаимных требований к странам-участницам союза, поскольку они архаичны.

Отдельная тема — судьба зоны евро. В Еврокомиссии считают, что к еврозоне должны присоединиться все восточноевропейские члены ЕС, еще это не сделавшие, — Болгария, Румыния, Польша и Венгрия. Но они не хотят. Та же Польша получает приглашения с 2012 года, но отклоняет их, поскольку польский злотый — куда более крепкая валюта, чем евро. А в условиях бурного экономического роста Варшаве и вовсе не с руки отдавать свои монетарные полномочия в руки ЕЦБ. Да чего уж тут говорить: украинская гривна за 2018 год укрепилась к евро на 5,6%. Что много говорит о динамике и украинской, и европейской экономик.

Несмотря на все описанные проблемы, ЕС не отказывается от планов своего расширения. Однозначный отказ получила только Турция. Ранее подавшие заявки на вступление в ЕС Сербия, Албания, Македония и Черногория имеют шансы в ближайшие пять лет быть принятыми. При этом ЕС демонстрирует, что не ограничивает возможности третьих стран для евроинтеграции, однако сам не будет принимать никаких действий для сближения с кандидатами на вступление в Европейский Союз. Сейчас используются обтекаемые формулировки: дескать, «Европейский Союз признает европейскую перспективу для других европейских государств». То есть ЕС не будет предпринимать никаких действий в ближайшем будущем, хотя и не исключает этого.

Эти заявления адресованы прежде всего Киеву, который, как считают в Брюсселе, должен понять: только от действий самой Украины зависит, станет ли для нее реальностью европейская перспектива. Украина, как и другие потенциальные кандидаты (Белоруссию выносят за скобки, но всегда имеют в виду), должна хорошенько подготовиться и принять механизмы, на основе которых действует ЕС, а также европейские принципы и ценности.

При всем этом в ближайшие пять лет Евросоюз планирует укреплять свое влияние в мире — это прямо прописано в «Стратегии ЕС-2024». Судя по всему, сделать это будет совсем не сложно — «всего лишь» потребуется решить своими силами хотя бы часть описанных выше проблем.

Денис Лавникевич