Posted 23 июля 2019,, 09:33

Published 23 июля 2019,, 09:33

Modified 31 января, 23:22

Updated 31 января, 23:22

Как Зеленский «переживет» победу

23 июля 2019, 09:33
Кажется, что после получения большинства в Раде президент Украины может делать все, что ему захочется. Весь вопрос в том, знает ли он и его команда — что именно.

Дня тишины перед выборами в Раду на Украине не случилось — агитация не прекращалась ни на секунду, в чем были замечены представители всех преодолевших барьер партий. Полиция продолжает регистрировать различные нарушения избирательного законодательства даже спустя два дня после закрытия участков. Всего пока правоохранителями составлено 2800 протоколов.

Не обошлось и без угрозы физического противостояния. В Коростень, в Житомирскую область, даже пришлось посылать из столицы вертолет со спецназом, чтобы отбить у конкурентов партии Зеленского урны с бюллетенями и доставить их по назначению. Впрочем, кровопролития удалось избежать — для мирного решения проблемы хватило лишь одного грозного вида вооруженных представителей спецподразделения.

На фронте также не молчали. Военные говорят, что стало немного тише, чем обычно, но полностью выполнить договоренности о бессрочном перемирии не удалось ни одной из сторон конфликт. В связи с этим возникает вопрос: накажут ли нарушителей, как обещали перед выборами, или все останется, как прежде?

На выборах зафиксировано несколько «рекордов». Первый заключается в удивительной скорости подсчета голосов — за сутки с хвостиком обработали более 93% бюллетеней, хотя окончательный результат ЦИК должна объявить только к 5 августа. Но уже сегодня президентская партия может прикинуть — необходимы ли ей союзники для создания коалиции или их можно не обхаживать и сразу послать куда подальше. А шансы стать «монопартией» в Раде у «Слуги народа» очень высоки.

Зато антирекорд установили по активности избиратели. Показатель явки постоянно снижался во все годы независимости (за исключением 2007-го), а в этот раз и вовсе не добрался до 50%. С 1994 года «котировки» Верховной рады у электората потеряли более 25%. На президентских же выборах в апреле, наоборот — явка на участки стала максимально высокой. По мнению экспертов, это подчеркивает снижение уровня доверия к парламенту как институту власти и указывает, на кого реально украинцы возлагают свои надежды.

Так что, возможно, монобольшинство партии Зеленского не сильно расстроит избирателей. Многие из них убеждены, что парламент только путается под ногами у президента, и страной должна управлять сильная личность, по своему усмотрению. А если эта личность начнет превращаться в тирана, то народ имеет в запасе на него рычаги влияния. Помимо сожжения шин на майданах, общество продемонстрировало, что надоевшую власть можно сменить, как оказалось, и простым волеизъявлением на выборах. Правда, придется пять лет терпеть.

На вялую активность украинских избирателей указал в своем блоге политолог Руслан Бортник. Он отметил, что в выборах не смогли участвовать миллионы трудовых мигрантов, отсутствующих в стране на данный момент. По разным оценкам — их от 5 до 9 миллионов. Впрочем, по его мнению, и наличествующие граждане настолько разочарованы происходящими политпроцессами, что не верят в возможность изменить ситуацию к лучшему и в связи с этим не желают голосовать, не находя среди предложенных достойного кандидата.

Есть еще и усталость от любых выборов в принципе. Ведь фактически агитационная кампания началась еще в сентябре прошлого года, с президентской гонки. Потом перетекла в парламентскую и на этом, кажется, не закончилась — у Зеленского сообщили о намерении провести досрочные выборы в местные органы власти.

Следующий рекорд касается изменений в составе парламента — на этот раз число новых депутатов приближается к 85%, в отличие от показателя предыдущих созывов, где в среднем обновлялось не более половины Рады. С одной стороны, удовлетворен запрос общества на новые лица, с другой — в народе поднимают вопрос: как долго свежеиспеченные депутаты будут «обучаться»? То есть есть сомнения, что новички привнесут с собой и «новое качество» парламента. Или того хуже: не приведут ли они государство к экономическому, техногенному, финансовому, политическому и прочим кризисам?

Ну и, естественно, нельзя не сказать еще об одном рекорде. После подсчета 93% голосов выходит, что «Слуга народа» получает 253 мандата из 450. Вообще-то, реально их 424, но 26 кресел зарезервировано за крымчанами и донбасцами, которые в составе Рады никак не спешат появляться. Это, конечно, не конституционное большинство, но очень близко. Предыдущий рекорд принадлежал «Партии регионов» Виктора Януковича — около 180 депутатов. Налицо беспрецедентный уровень доверия Зеленскому и его команде. А старых героев мгновенно забыли. Ярким примером стало поражение украинской «наше все» Надежды Савченко. Она получила на выборах в Раду всего 8 (!) голосов в избирательном округе № 51 в Донецкой области.

Но как отмечает большинство политологов и журналистов, уверенно можно констатировать только то, что выборы состоялись — демократия торжествует. Однако ясности относительно того, какой станет новая власть и куда поведет Украину, не добавилось ни капельки.

При этом в искренности намерений Зеленского выполнить свои предвыборные обещания (по обузданию коррупции, попыткам закончить войну в Донбассе, улучшению уровня жизни граждан и т. д.) мало кто сомневается, но и в его успехе нет уверенности. Между «хотеть» и «смочь» — пропасть. Во-первых, как бы команда президента и он сам не открещивались от связи с олигархами — этот факт является явным, и не известно — хватит ли у него сил противостоять богатеям, предъявляющим счета за поддержку. Так, чтобы и волков накормить, и овец сберечь.

Также вызывает сомнения монолитность президентской партии. Политолог Ростислав Балабан сказал в интервью телеканалу «112 Украина», что в парламент от «Слуги народа» вошли представители аж от четырех групп влияния. По словам эксперта, время «оплаты» за поддержку на выборах скоро наступит. «Хорошо, если вакансий хватит на всех и все останутся довольны, а если нет?» — задается вопросом Балабан. По его мнению, доверие и согласие в наскоро организованной партии может развалиться в любой момент и контроль над, казалось бы, единомышленниками, будет быстро утерян. И еще большой вопрос: кто кем управлять будет — Зеленский депутатами или они им?

Но это все внутренние дрязги, а есть еще более злободневные проблемы. Внешние долги Украины, давление РФ, энергетическая зависимость, необходимость в подпитке финансами извне, обязательства, выданные ранее Западу в различных сферах, и вовсе не оставляют возможности для маневра. Правда, есть прогнозы, что западные «союзники» помогут Зеленскому справиться с давлением олигархов. В этом случае у них действительно отберут все незаконно нажитое, но и Украина окончательно потеряет экономическую самостоятельность, контроль над оставшимися ресурсами перейдет уже не в скрытом, а в явном виде к транснациональным корпорациям, а украинцам останется подписать «акт приема-передачи» материальных ценностей и либо работать на «дядю» (если ему это будет нужно), либо разъехаться на заработки в те страны, куда их пока пускают.

Понятно также, что с Донбассом пока ничего не понятно. Вряд ли у Зеленского получится пять лет подряд отказываться от прямого диалога с «сепаратистами», так что в какой-то форме делать это, видимо, придется. Как это сделать «деликатно», чтобы радикалы, не прошедшие в Раду, не высыпали на улицу? А уж проблема Крыма — вообще темный лес. России его, конечно, не «уступишь», но и целую пятилетку долбить как дятел, что «Крым наш» — тоже как-то не слишком умно.

Валентин Корж, Днепр, Украина