Posted 10 октября 2019,, 11:15

Published 10 октября 2019,, 11:15

Modified 31 января, 23:57

Updated 31 января, 23:57

Донбассу и Украине пока никак не «развестись»

10 октября 2019, 11:15
Власти ДНР и ЛНР второй день подряд сигнализируют о готовности отодвинуть вооруженные формирования от «границы». Другая сторона их примеру не следует.

В сторону официального Киева полетели обвинения в срыве разведения войск в Донбассе и нежелании достичь мира в регионе. Многим на Украине это слышать обидно и хотелось бы опровергнуть эти утверждения, но власть, в частности президент, молчит, не желая объясняться с гражданами и оставляя без ответа главные вопросы: «Что именно происходило на этой неделе в Петровском и Золотом? Почему так случилось? Что предполагается делать дальше?»

Как ни странно, и ведущие украинские СМИ будто бы объявили «заговор молчания» — о событиях приходится узнавать либо из «вражеских» медиа, естественно, в их интерпретации, либо от своих, но в усеченном виде и с большим опозданием. Более того, руководство страны явно пытается ввести в заблуждение своих граждан с не совсем понятной целью.

Первая попытка развести войска была назначена на понедельник, 7 октября. Ее результатов ждали целый день, однако только к вечеру узнали о постигшей мероприятие неудаче в связи с якобы обстрелами с «той стороны», и переносе следующей попытки на 14 октября. Об этом в понедельник на пресс-конференции с министром иностранных дел Латвии Эдгарсом Ринкевичсом заявил глава МИД Украины Вадим Пристайко. Его слова повторили украинским телеканалам министр обороны и начальник Генштаба ВСУ. Уже в этот момент у многих зародились сомнения в честности чиновников — о некоторых нарушениях режима тишины было известно за несколько дней до назначенной даты, но еще накануне широко анонсировали разведение войск и не говорили о переносе.

«Ну, перенесли и перенесли, бывает, процесс непростой, — подумали другие. — Ждали несколько лет, подождем еще недельку». Однако всех нас ожидал большой сюрприз: 9 октября из российских и «сепаратистских» изданий начала просачиваться информация о том, что разведение таки попытаются провести и произойдет это не через неделю, а прямо вот сейчас — в среду. Сначала восприняли это за очередной фейк — дескать, наше руководство нас бы предупредило, но потом пришлось поверить. Кстати, абсолютно непонятно, почему молчали ведущие издания? Вариантов два: либо эта тема и для них осталась секретом, и ни один надежный источник не проболтался, либо каким-то образом она попала в список строжайших табу.

Так или иначе — попытку номер два предприняли. Правда, втихаря и опять неудачно. В этот раз, как показали украинские телеканалы (власти по-прежнему молчали), в зону предполагаемого разведения ворвались колонны радикальных националистов и заявили, что в случае отхода регулярных войск займут их место в блиндажах, организовав так называемый «последний блок-пост», и ни пяди украинской земли врагу не отдадут. Причем, по утверждениям одних изданий, ветераны АТО прорывались к «границе» с помощью оружия, другие же наоборот заявили, что полиция пыталась остановить патриотов, открыв огонь (хорошо хоть в воздух). Как бы то ни было: для одних радикалы теперь — это герои, спасающие Родину, для других — вредители, срывающие процесс примирения. Тут тоже не все стало ясно, кроме одного: Зеленский не готов открыто «бодаться» с агрессивными национал-патриотами.

Впрочем, активисты «на границе» пока непосредственно не вмешиваются в дела силовиков — ведут агитационную работу и помогают бабушкам по хозяйству. С собой в подарок они привезли продуктовые наборы, лишний раз подчеркивая неспособность властей обеспечить элементарные условия жизни для местного населения. Странно, что они начали замечать это только сейчас. Что касается распространяемой ими информации, что «россияне и сепаратисты в очередной раз обманут украинцев» и тут же обоснуются в хорошо оборудованных ВСУ окопах, населением она воспринимаются по-разному. Одни действительно боятся прихода и мести боевиков ЛДНР, другие в эти страшилки не верят и поддерживают разведение войск.

Что получили в итоге? Серьезную проблему. С этими людьми, пожаловавшими в прифронтовую зону, нужно что-то делать. Например, признать незаконными формированиями, угрожающими безопасности государства, и просто посадить. Однако это было бы крайне рискованным шагом: в обществе к ветеранам, особенно добровольцам первых призывов, отношение однозначно уважительное. Под их предводительством народ может в два счета продемонстрировать Зеленскому, что если украинцы еще и не научились правильно выбирать себе руководство, то опыт и наработки по свержению власти имеет солидный. «Блин, откуда они взялись, все уже было на мази?!» — примерно такими словами, наверное, можно передать досаду украинского президента.

Чтобы понять «откуда», нужно сделать два небольших экскурса во времени. Первый — в 1 октября этого года, когда Украина, несмотря на увиливания Зеленского и Кучмы, подписала в Минске «формулу Штайнмайера». Этот документ на трех страничках, окончательного варианта которого никто так и не увидел в свободном доступе, породил тысячи трактовок и два противоположных мнения. Для одних — это постыдное поражение и согласие на кабальные условия России. Другим такой вариант представляется безусловным прогрессом, а плохой мир всяко будет лучше войны. Возможно, кривотолков удалось бы избежать, если бы президент был более откровенен и приоткрыл завесу секретности: как он видит технические детали и стратегическую необходимость этого формата. Однако Зеленский пустил дело на самотек, на короткой пресс-конференции ограничился невнятными утверждениями, что все, дескать, будет хорошо, а сейчас, уж простите, некогда — спешу к детям, соскучился.

И это было огромная ошибка: общество ревниво относится к отсутствию внимания и не прощает игнора. Если у президента не хватает времени на подробные разговоры со своими избирателями, то у доброхотов из лагеря соперников его достаточно. На свет вытащили одну важную цитату из речей Курта Волкера, когда он еще не был спецпредставителем Госдепа США по Украине и не мог подвергаться давлению со стороны Трампа. «Соглашение, подписанное в Минске в феврале, следует называть не мирными договоренностями, а соглашением о разделе Украины, которое было навязано Киеву Германией, Россией и Францией, — сказал Волкер в июле 2015-го в одном из своих интервью. — Сейчас соблюдение этого раздела страны отслеживается международным сообществом посредством ОБСЕ. Минские соглашения — не решение, а проблема, поскольку фактически они придают легитимность российскому вторжению в Украину».

Это напоминание взволновало не только противников «формулы Штайнмайера», поскольку фактически называет «Минск» не решением, а глухим тупиком, в который Украину загнали и заставляют заплатить своими интересами. Все вытекающие из этого тупика последствия, типа скандальной формулы и встреч «нормандской четверки» — можно рассматривать как некую красивую обертку дурнопахнущих решений. Пока это объясняли украинцам, президент продолжал молчать. Тогда в Киеве собрали Вече. Это второй эпизод, достойный внимания и частично объясняющий откуда взялись националисты в прифронтовой зоне.

6 октября в столице прошел «первый майдан» за все время президентства Зеленского. Националисты, усиленные десантом порохоботов и сторонников «Голоса», вывели на улицу несколько тысяч человек и пообещали это сделать повторно 14 октября (День ВСУ, запрещенной в РФ УПА и украинского казачества). Говорили в основном о «формуле Штайнмайера» как одной из форм капитуляции Украины. Именно там радикалы пообещали препятствовать разведению войск и грозились подтянуть на передовую несколько тысяч ветеранов. Первую часть обещания они выполнили успешно, поставив руководство страны в неудобное положение перед международными партнерами.

Несмотря на явную ангажированность участников акции (по утверждению руководителя офиса президента Богдана, и вовсе проплаченных Петром Алексеевичем) — звоночек серьезный. Активные действия радикал-патриотов произошли на фоне недовольства предпринимателей новыми драконовскими законами для бизнеса и призывов многих областных рад не начинать торговлю украинской землей. Кстати, интересное совпадение: опрос социологической группы «Рейтинг» показал, что около 73% украинцев (столько же проголосовали за Зеленского) выступают против открытия рынка земли и требуют вынесения этого вопроса на всеобщий референдум.

Опасность ситуации в том, что образовался нарыв недовольства властью в разных сферах жизни, и все это может соединиться и внезапно вспыхнуть, и тогда уже никто не будет вспоминать, кто и против чего изначально выступал. Получится, что против «власти вообще», а по факту — против экс-шоумена и его команды. Волнения на передовой в Золотом подтвердили взрывоопасность момента, готового перерасти в глобальный кризис неповиновения.

Впрочем, в последний момент у Зеленского прочувствовали критичность ситуации и бросились тушить разгорающийся пожар. Президент, предварительно переговорив с Ангелой Меркель по телефону и вожаками националистов в своем кабинете, начал коммуницировать с прессой. 9 октября было экстренно объявлено о грандиозном пресс-марафоне, на котором Зеленский собирается побить все рекорды по открытости и длительности общения главы государства с журналистами. Проходящая сегодня пресс-конференция должна продлиться 10 часов. Естественно, жаждущие подробностей представители СМИ (более 300 участников) набросились на президента с вопросами о Донбассе. В одном из его ответов прозвучало, что «непонятки и недоразумения с формулой Штайнмайера спровоцированы партией войны». Президент предупредил, что «им за все придется ответить, придет время».

Есть версия, что сегодняшнюю встречу организовали с единственной целью: выпустить накопившийся пар и перенести акценты с острых проблем Донбасса. Ну, что же, не самая глупая идея, а главное — своевременная. Ну, а пока журналисты «пытали» президента в Киеве, в Донбассе снова пытались развести войска.

В Петровском и Золотом «сепаратисты» запустили в знак готовности белые ракеты, однако ответа не дождались. Представители ОБСЕ отправились «на Украину» узнавать, что опять не так. Вернувшись, руководитель луганской команды Специальной мониторинговой миссии Эсад Хумо сказал следующее: «На настоящий момент мы не получили никакого сообщения о том, что будет проходить разведение сил и средств. Не было ни отказа, ни подтверждения».

Как оказалось, не там спрашивали — надо было сразу в Киев звонить, главе Минобороны Андрею Загороднюку, который заявил сегодня журналистам: «Мы не можем говорить о разведении, пока не настанет тишина, когда перестанут стрелять и когда мы увидим, что разведение идет с двух сторон, потому что оно должно быть зеркальным». Вот у него бы спросили, тогда и не пришлось бы обээсешникам ходить туда-сюда. Хотя в Донецке министра почему-то не услышали и дали Киеву время до 16.00, чтобы «одуматься».

Валентин Корж, Днепр, Украина