Posted 14 ноября 2019,, 03:45

Published 14 ноября 2019,, 03:45

Modified 30 марта, 15:32

Updated 30 марта, 15:32

Путину и Зеленскому готовят «запасной аэродром»

14 ноября 2019, 03:45
Инициативу Назарбаева сделать Казахстан местом переговоров президентов Украины и РФ можно оценить иронично, но вряд ли за ней стоят только амбиции Елбасы.

К тому, что экс-президент Казахстана и его пожизненный лидер Нурсултан Назарбаев в разные периоды своего пребывания на политическом Олимпе фонтанирует различными инициативами, и зачастую — весьма интересными, все успели привыкнуть. И даже сейчас энергия «отставника» на международном, причем миротворческом поприще, на убыль не пошла. Явным свидетельством тому является неожиданное предложение Нурсултана Абишевича предоставить президентам России и Украины свою страну (и собственные услуги?) в качестве площадки для переговорного процесса. Соответствующая инициатива была озвучена им 12 ноября в ходе политического форума «Астана Клуб».

«Я уже получил согласие Зеленского на тет-а-тет, — сказал он, подчеркнув необходимость личной встречи президентов. — Потому что решается проблема между двумя государствами, а не всеми. Они подключаются по совсем другой причине. Мне кажется, сейчас момент хороший». Еласбы также выразил уверенность в желании Путина, чтобы «там наступил мир».

Кремль мгновенно отреагировал на миротворческий посыл Назарбаева — пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заверил, что Москва высоко ценит стремление лидера Казахстана в налаживании российско-украинских отношений. И что президент РФ никогда не отказывался от встречи с Зеленским, но она должна быть хорошо подготовлена, потому как «встреча ради встречи принесет мало пользы». В настоящее же время, пояснил Песков, все сконцентрированы на подготовке к «процессам нормандского формата», и для этого «должны быть выполнены все обязательства, которые стороны взяли на себя в Минске».

Собственно, такой ответ Кремля был ожидаем, и Назарбаев не мог не знать этого. Тогда для чего было сделано столь резонансное предложение — для самопиара? Неужели Елбасы потерял политическое чутье? И может ли — а речь, по сути, идет о новом переговорном формате при посредничестве уже не президента Лукашенко (его участие в минских договоренностях, по сути, ограничилось предоставлением площадки для переговоров), а Назарбаева — дать положительный результат?

Вероятнее всего, Елбасы опростоволоситься не мог, то есть его инициатива возникла не на пустом месте, и президент России не находился, относительно нее, в неведении. Во-вторых, в свое время, для посредничества с Путиным, к Назарбаеву обращался и экс-президент Украины Петр Порошенко — значит, Елбасы все еще в тренде. Напрашивается предположение, что если «нормандский формат» переговоров (Россия, Украина, Германия, Франция) по урегулированию ситуации на востоке Украины окончательно провалится, он может быть заменен новым. Причем, в узком кругу «своих», а не чужих.

Напомним, Зеленский как-то обмолвился о желательности привлечения к переговорам президента США и премьер-министра Великобритании. Однако появление каких-либо новых участников, категорически не поддерживающих Россию в ситуации с Украиной, Москву, конечно, не устроит. Вряд ли он может быть «дополнен» и Казахстаном, так что если Назарбаев, имеющий опыт в миротворческой деятельности и соответствующие амбиции, и включится в процесс, то в совсем в другом качестве. Не «мажордомом», в отличие от Лукашенко, принимающим и рассаживающим гостей, а реальным посредником, своего рода «третейским судьей» в споре. Для такой роли пороха в пороховницах у него, судя по всему, пока достаточно. И он очень мало зависим от мнений и влияний далекого от СНГовья «света».

В общем, предложение альтернативной площадки, необходимость которой может возникнуть, озвучена. Вопрос в том, каковы ее достоинства и недостатки. Строго говоря, такая взаимно «разведывательная» встреча тет-а-тет ни к чему не обязывает ни Путина, ни Зеленского, и может состояться без предварительных условий, которыми так сильно увлекается Москва. Для обоих президентов она может стать, для начала, имиджевой — мир увидит (а может, и напряжется), что они стремятся к урегулированию. И Зеленскому, несмотря на стоящие перед ним серьезные внутриполитические проблемы, стоило бы переключиться на начало прямого диалога с Москвой и пройти с ней первый политический «тест». А если до этого стороны предпримут определенные шаги для деэскалации обстановки, предложенная встреча может стать отнюдь не пустой.

Да, Зеленский согласился на нее — кто ж откажет самому Назарбаеву, разве что Путин (в данном случае, с большой вероятностью предварительной согласованности такого «отказа»). Но, подчеркнем, Киев так глубоко «инструментально» завяз в выяснение отношений между Москвой и Вашингтоном, теми, кто подразумевается под «коллективным Западом», и собственным олигархатом, что официальная власть почти ничего не решает: прежде «договориться» по Украине должны указанные выше акторы. Теоретически, Зеленский как президент на личностном уровне должен преодолеть сложившееся статус-кво. Но способен ли он на это?

Скажем, обе стороны согласились на переговоры. Но для Зеленского они чреваты серьезными неприятностями, и более всего со стороны национал-патриотов — снова начнутся митинги и прочая протестная активность. Кроме того, Путин — опытный переговорщик, чего не скажешь о Зеленском. Пожалуй, это главная опасность для последнего — его могут обвести вокруг пальца, да еще и при хитроумии Назарбаева. Так что на данном этапе ему безопаснее, с точки зрения реакции украинского общественного мнения, опираться на «нормандский формат», то есть толочь воду в ступе. Он, в случае чего, даст ему индульгенцию от нападок политических оппонентов внутри страны, поскольку можно будет прикрыться «консолидированной позицией» западных партнеров Украины.

Но о встрече «нормандской четверки» ходит множество слухов — то ли она состоится до конца года, то ли в неопределенном будущем. Ее провал автоматически будет означать срыв минских договоренностей, в чем заинтересованы определенные круги на Украине, считающие, что страну к ним «принудили». Ну, а если это произойдет, то, может, все же пригодится приготовленный Назарбаевым «запасной аэродром»?

В общем, инициатива, выдвинутая Назарбаевым, порождает множество логик, поскольку в ней явно прослеживаются не столько миротворческие стремления Нур-Султана, дипломатическая вежливость, но и «двойное дно», о наполнении которого можно только гадать.

Ирина Джорбенадзе