Posted 14 ноября 2019,, 16:30

Published 14 ноября 2019,, 16:30

Modified 30 марта, 15:31

Updated 30 марта, 15:31

Запорожская битва: Китай против США

14 ноября 2019, 16:30
Украина вновь становится ареной для американских разборок — теперь международных. Штаты спорят здесь с КНР за ведущее предприятие авиапрома страны.

На Украине часто с гордостью вспоминают, что первый серийный вертолет подарил миру их земляк Игорь Сикорский. Правда, подробности о том, что родился он хоть и в Киеве, но в Российской империи, а свое одновинтовое чудо создал в США — стараются опустить. Впрочем, Украине действительно есть чем гордиться в отрасли авиа- и вертолетостроения: сначала в составе СССР, а потом и самостоятельно — в бывшей союзной республике преуспели в производстве надежных, конкурентных на мировом рынке авиационных двигателей и газотурбинных установок.

Продукция запорожского предприятия «Мотор Сич» эксплуатируется более чем в 100 странах мира. Здесь производят двигатели для множества самолетов, начиная от учебно-боевого ЯК-130 и заканчивая гигантским Ан-225; моторы для знаменитых вертолетов Ми-8, Ми-17, Ми-26, Ка-226 и много еще чего. Завод, между прочим, трижды орденоносец — хотя по нынешним временам регалии эти одна подозрительней другой: награжден он был орденами Ленина, Трудового Красного знамени и Октябрьской революции.

Правда, после прекращения поставок двигателей в Россию завод-гигант не начал чувствовать себя лучше, хотя и оставался каким-то чудом на плаву за счет побочного производства и обслуживания уже произведенных механизмов. Владельцы, потеряв в 2014 году основного заказчика, решили компанию продать. Потихоньку, конечно. И в принципе, практически совершили сделку, найдя заинтересованного покупателя в Китае. Почем? Вот это неизвестно. Однако вряд ли за три копейки. Ведь в домайданные времена «Мотор Сич» производил продукции более чем на $1 млрд в год, принося около $150 млн прибыли.

Но что китайцу здорово, то американцу смерть. США, ведущие с Поднебесной широкомасштабную торговую войну, резко выступили против подобного поглощения, способного серьезно повысить конкуренцию основного соперника. По сути, Трамп запретил Украине эту сделку, дав понять, что в случае непослушания Киев ждут такие неприятности, о которых вслух и говорить-то страшно. Дескать, делайте с ним что хотите — хоть по кирпичику разберите, но только не Китаю. Или желаете, мы его сами купим с потрохами? Кстати, что еще лично говорил президент США по этому поводу и передавал через своих посланников, может скоро стать достоянием гласности: в Белом доме анонсируют публикацию полной стенограммы беседы с Зеленским, поскольку демократы взялись за Дональда всерьез.

Смешно, но судя по запоздалой реакции СБУ, государство Украина одним из последних узнало о готовящейся продаже завода. Это произошло в августе нынешнего года, когда всплыла информация о концентрации китайской Skyrizon 75% акций компании Вячеслава Богуслаева. Вот именно в этот момент (нужно думать — после настойчивого вмешательства со стороны Вашингтона), когда до завершения сделки оставался один шаг, СБУ возбудила уголовное дело, арестовав все акции «Мотор Сич» и реестр акционеров.

Китайцы, как известно, народ настырный и неунывающий, отреагировали на это встречным предложением. Типа, а давайте так: мы безвозмездно оставляем госконцерну «Укроборонпром» 25% акций с правом вето, выделим 100 млн долларов на развитие авиастроения, не переносим производство за пределы страны в течение ближайших пяти лет, загружаем заказами производственные мощности на 100%. По рукам? Четкого ответа от руководства страны, кроме «нужно подумать и посоветоваться», не последовало. Видимо, советовались с Вашингтоном. Потому что в Киев буквально через пару дней, без предварительного согласования визита, примчался тогда еще помощник президента по национальной безопасности Джон Болтон. Украинские СМИ настаивали, что он обсуждал с Зеленским именно вопрос «Мотор Сичи».

Тогда на ситуацию отреагировало посольство Китая. Собрав журналистов, посол КНР Дай Вэй отметил, что Болтон во время визита «высказался в недружественном ключе относительно сотрудничества между Китаем и Украиной». Он не стал комментировать детали предполагавшейся сделки, заявив, что это дело частного бизнеса, в которое государство не вмешивается, однако напомнил о растущих объемах украинско-китайской торговли. В сущности — сделал Зеленскому, попавшему в китайско-американские ножницы, последнее «китайское предупреждение» и дал понять, что отмена контракта может привести к общему серьезному ухудшению отношений с Пекином.

Эксперты считают, что именно с этого момента договор окончательно утратил коммерческий характер, став фактором международного конфликта интересов, где, собственно, мнение владельцев предприятия никого не беспокоит, более того — государственные предпочтения самой Украины всем до лампочки. А президенту Зеленскому впору вспоминать о перекрестке из русских сказок с указателем: «Налево пойдешь…» В общем — везде потеряешь. Журналисты неоднократно пытались разговорить экс-шоумена на эту тему, но он всячески с нее сворачивал, неубедительно изображая свою малоинформированность в этом вопросе. Дескать, нужно разобраться во всех хитросплетениях и попытаться сохранить предприятие во благо страны. И видать неспроста, намекая на вороватость предшественников, подчеркнул, что Совбез еще до его президентства вывел «Мотор Сич» из перечня стратегических предприятий Украины, что и позволило манипулировать акциями завода. То есть — перевел стрелки.

Однако простым украинцам, несмотря на постоянное решение задачи по личному выживанию, все-таки очень хочется оставить хоть какой-то повод для национальной гордости. Ну как же так! Космос профукали, приборостроение положили на обе лопатки, танкостроение в упадке — нужно хоть что-нибудь сохранить из относительно высоких технологий! К тому же, «Мотор Сич» никогда не была убыточной. Несмотря на все сложности, даже при отсутствии российских заказов, по итогам 2018 года предприятие хоть и снизило чистую прибыль в 2,1 раза, но все равно вышло в плюс — 1,857 млрд грн (около $70 млн).

«Зачем нам его продавать? Национализировать и всех делов!» — начали предлагать в соцсетях. У экспертов на эти вопросы есть свой, особенный ответ. В тех условиях, в которые попал заложником завод, — ему не выжить. Возрождать сотрудничество с РФ — невозможно, даже звучит дико. Полноценно работать на внешнем рынке не позволят обиженные конкуренты — Китай и США, движимые собственными интересами. Остаточные же контракты по Азии и Африке, куда еще «Мотор Сич» продолжает поставлять продукцию, не спасут общую ситуацию. В итоге — тупик, рынок есть, но выход на него закрыт по политическим причинам. К тому же нет внутренней поддержки, завод по-прежнему отрезан от госзаказов. Даже 10 новых вертолетов для полиции предпочли купить у Франции, хотя, по сути, закупаются более дорогие аналоги техники «Мотор Сичи». (Мало кто знает, но компании в нынешнем году удалось довести до завершения проект производства собственного вертолета «Надежда» на базе Ми-2. По отзывам экспертов — вполне конкурентноспособная и недорогая машина, рассчитанная на 7 пассажиров, с дальностью полета 1000 км, то есть способная облететь чуть ли не всю Украину.) Нужно полагать, тоже по политическим соображениям — сделать приятное другу Зеленского Макрону.

«Ну, ладно. Понятно, предположим, что самим не потянуть. С кем тогда нам выгоднее развивать вертолетостроение: с Китаем или США?» — не унимаются правдоискатели. Вот тут появляются интересные предположения. По практически единодушным утверждениям экспертов, в случае продажи завода американцам «Мотор Сич» не ожидает ничего хорошего. США просто добиваются закрытия предприятия, чтобы оно не досталось их потенциальным военно-стратегическим конкурентам. Ни Госдеп, ни Пентагон ничего не будут покупать. Особенных технических секретов для них там нет, и они не будут вкладывать средства в развитие производителя авиадвигателей. Ну, разве что, подкинут немного денег, чтобы технологии не расползались.

С Китаем надежды порадужней будут. Хотя понятно, что сейчас они обещают манну небесную, а как дойдет до дела, то золотой дождь поутихнет. Однако, в любом случае, заводу перепадет много работы, хотя бы на первом этапе. «В частности, для китайцев интересен проект „Мотор Сичи“ АИ-222. Этот движок делали под учебно-боевой Як-130, но в итоге россияне заменили его другим, более слабым. Китайцы купили пару сотен таких двигателей в форсированном варианте, — пишет в своем блоге аналитик компании „Европатруль“ (исследования рынка транспорта) Вячеслав Коновалов. — Также Китай интересует двигатель на самый большой в мире вертолет на базе Ми-26». КНР, по мнению эксперта, в отличие от США, нуждается в технологиях, производственных мощностях и в опытных украинских специалистах для запуска собственного производства. К тому же, с некоторых пор — рабочие руки на Украине стали куда дешевле китайских «аналогов». В общем, эксперты почти убедили украинцев, что за неимением на поле собственной команды, «болеть» в этом противостоянии нужно за китайцев.

Кстати, возможно, и для России предпочтительнее китайский вариант покупки завода «Мотор Сич». Хотя РФ частично заменила поставки из Запорожья, дефицит мощных авиадвигателей и запчастей к ним все еще ощутим. Несмотря на то, что Поднебесная сможет шире расправить свои крылья и стать конкурентнее в производстве боевых истребителей, шансы вступить с ней во взаимовыгодную кооперацию более высоки.

Но на днях приключилась внезапная неприятность. На предприятие «Мотор Сич» с визитом приезжал основатель частной военной компании Blackwater (Academi) Эрик Принс, которого за глаза называют неофициальным советником Трампа. По данным The Wall Street Journal, в конце сентября завод также посетили поверенный в делах США в Киеве Билл Тейлор и старший советник Пентагона по оборонной промышленности Украины Дональд Винтер. После этих сообщений в украинских СМИ появились упорные слухи о выплате отступного китайцам и продаже завода американцам.

А в начале ноября Владимир Зеленский назначил своим внештатным советником Эндрю Романа Мака, эмигранта из США, который работает юристом на Украине. Многие считают, что все эти события — звенья одной цепи, ясно указывающие на дальнейшую судьбу авиагиганта. Конечно, в нынешнем нестабильном мире все может внезапно измениться, но придумать вариант, который позволит остаться самостоятельным предприятию — гордости Украины, почти невозможно.

Валентин Корж, Днепр, Украина