Posted 18 ноября 2019,, 14:20

Published 18 ноября 2019,, 14:20

Modified 30 марта, 15:30

Updated 30 марта, 15:30

Лукашенко «мощно задвинул», поставив интеграцию с РФ под вопрос

18 ноября 2019, 14:20
Наезд «Батьки» на руководство России в день парламентских выборов сделал малоинтересными сами выборы.

Еще утром воскресенья все независимые журналисты, работавшие в Белоруссии, были уверены, что главными темами для них станут результаты выборовв парламент, а также невероятная даже по белорусским меркам феерия нарушений и злоупотреблений, допущенных властями в ходе их подготовки и проведения. Но потом пришел Лукашенко и все испортил.

Белорусский президент больше часа беседовал с журналистами на избирательном участке, где голосовал сам, и его многочисленные откровения сразу стали главным событием парламентских выборов в Белоруссии. Попробуем суммировать главное, о чем рассказал «бацька».

1. Лукашенко не хочет играть в «дутую демократию» и прямо заявил, что есть определенные люди, которых он поддерживал на этих выборах. При этом он не сильно «парится» на тему признания выборов Западом. По его словам, для иностранных инвесторов важно то, как выполняются законы в стране, а не то, какие депутаты заседают в парламенте. Связи между вторым и первым глава Белоруссии не видит.

2. Лукашенко готов заблокировать подписание дорожных карт в рамках Союзного государства, а также прочих интеграционных соглашений, назначенных на 8 декабря. Аналогичная судьба, судя по всему, ожидает соглашение о границе с Россией. По словам Лукашенко, между странами накопилось много экономических споров, без решения которых вперед двигаться невозможно. Минск обвиняет Москву в некомпенсации потерь от налогового маневра, обвиняет в торговых ограничениях (недопуске белорусских товаров и продуктов на рынок РФ), оценивает ежегодный ущерб как минимум в $9 млрд и требует природный газ «по цене Смоленской области».

3. Судя по риторике начальника Белоруссии, он готов пойти на такие резкие шаги, после которых о Союзном государстве можно будет говорить в прошедшем времени. Следующим под ударом окажется ЕАЭС.

4. При этом Лукашенко хочет дружить с Западом, в частности с Прибалтикой, Польшей и США, но не «против России». Он подчеркивает, что русские и белорусы — один народ, и только «кремлевские олигархи» сеют между ними раздор.

5. Сам Александр Григорьевич за президентское кресло не держится, но на следующих выборах снова выдвинет свою кандидатуру. Он сделает это даже в том случае, если будет понимать, что большинство против него. Впрочем, глава государства уверен, что за него проголосуют все те, кто за стабильность, спокойствие и суверенитет. Более того, в 2025-м он готов баллотироваться вновь — «если доживет».

6. В Белоруссии готовится конституционная реформа. Сроки ее проведения не называются, чтобы никто не торопился. Основные ее положения тоже неизвестны. Но Лукашенко понравилось, что предложения, уже поступившие от судей Конституционного суда «не ломают» основной закон страны.

7. Главная задача всех ветвей власти — сохранить суверенитет и независимость. Белоруссия — не «отхожий двор» для Запада или Востока. При этом Белоруссия защищает Россию «от Балтики до Черного моря» — счет не выставляли, хотя Москва могла бы помочь белорусской армии.

Высказывания Лукашенко в адрес России были самыми эмоциональными, на грани обсценной лексики, и потому произвели наибольшее впечатление на слушателей. Белорусский президент с жаром объяснял, почему союз с РФ его разочаровал. По словам Лукашенко, когда вступаешь в какое-либо интеграционное объединение, то ожидаешь, что ситуация с каждым месяцем будет улучшаться. Но Белоруссии в Кремле постоянно подсовывают новые условия соглашения, и поэтому она в экономике постоянно «теряет и теряет».

«Извините, нахрена нужен тогда такой союз? Я уже вам по-простому, по-крестьянски говорю!» — пафосно возмущался Лукашенко перед телекамерами. Белорусские госСМИ потом эту фразу президента, конечно, удалили. Но там хватало негосударственных телевизионщиков, а, как говорится, из ютьюба кадр не выкинешь.

«Конечно, мы с Россией воевать не будем, как Америка с Китаем, но это неправильно, — добавил Александр Григорьевич. — Вот наша позиция. Об этом знает президент России. Мы с ним друзья, я ему открыто могу это сказать, да еще похлеще».

В России эти слова, конечно, без внимания не остались. Дмитрий Песков попытался максимально дипломатично прокомментировать высказывание Лукашенко о Союзном государстве: «Президент Беларуси говорил о том, что если этот союз не отвечает интересам Беларуси. О гипотетическом подвержении сомнению его целесообразности. Но мы по прежнему последовательно исходим из того, что взаимовыгодность Союзного государства является абсолютно незыблемой».

По традиции, более жестко высказался зампред комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин, комментируя решение Александра Лукашенко не подписывать никакие документы об углублении интеграции, лишающие Минск суверенитета. «Честно говоря, я не вижу перспективы для белорусской экономики, если она прервет союзные отношения с Россией. Это в любом случае вызовет кризис, — сказал Затулин в интервью радиостанции „Говорит Москва“. — Возникает вопрос, нужен ли самой России такой союзник, как Белоруссия, при условии, что Лукашенко в последнее время проводит политику белорусизации и пресекает любые попытки сторонников интеграции активно заявить о себе? Все это, конечно, является очень серьезной проблемой, но я не думаю, что сейчас настал момент, когда мы должны рвать связи в Союзном государстве».

«Самое главное заявление Лукашенко про Россию — вот, и это про интеграцию: „Если не будут решены наши принципиальные вопросы (по поставкам углеводородов, открытию как следует рынков для наших товаров, снятию барьеров и прочее), никакие дорожные карты не могут быть подписаны“. Лукашенко первый раз проговорил вслух то, на что последние месяцы пространно намекали его министры, — считает белорусский политический обозреватель Артем Шрайбман. — Но понятно, что все проблемы по нефти, газу и доступу на российский рынок сняты не будут, потому что это слишком массивный воз претензий. Уж точно они не будут сняты авансом лишь за подпись Минска под дорожными картами».

Значит, по мнению эксперта, остается два пути. Первый — срыв подписания с переносом или скандалом. Второй — чтобы подписать что-то и не потерять лицо 8 декабря, Лукашенко нужно будет делать вид, что все его желания удовлетворены.

А теперь — выборы!

Начнем с того, что это были досрочные выборы: по графику они должны были состояться почти через год, но Александр Лукашенко распорядился провести их намного раньше. Примечательно, что никто из депутатов не протестовал против незаконного урезания срока полномочий.

В воскресенье голосование в Белоруссии проходило на 5785 участках по всей стране и 46 за ее пределами. Общее число избирателей по официальной статистике ЦИК — 6 880 605 человек. Они должны были избрать 110 депутатов нижней палаты парламента (Палаты представителей) из 513 кандидатов. Кандидатов, кстати, должно было быть намного больше, но в ходе подготовки к выборам происходил настоящий террор: оппозиционных не регистрировали.

На протяжении всего предварительного голосования и всего основного дня наблюдатели сообщали о нарушениях — и количество таких сообщений оказалось рекордным за последние 25 лет белорусской «суверенной демократии». Впрочем, от «слишком честных» наблюдателей избавлялись быстро и без лишних церемоний, но с использованием милиции. За день выборов каждого третьего независимого наблюдателя выгнали с участков.

В итоге неожиданностей не случилось: ни один оппозиционер в парламент не попал, в отличие от прошлого созыва, куда двое просочились. Но совсем фееричным было другое. Еще месяц назад независимая газета «Наша Ніва» опубликовала «слитые» ей из КГБ списки будущих депутатов. Но власти даже не подумали «переигрывать» планы и делать видимость независимых выборов. В итоге данные по Брестской и Могилевской областям полностью совпали с опубликованными ранее списками. А по остальным областям «погрешность» составила всего 6 человек.

«В стране праздничное настроение: трудящиеся голосуют за народных избранников. Буфеты, живое, непосредственное общение с соотечественниками, вот истинно народная демократия. Вряд ли недоброжелатели нашего государства знают, что выбор белоруса эквивалентен дешевому беляшу и сотке водки, — комментировал происходящее „Росбалту“ белорусский политолог Сергей Марцелев, намекая на то, что при каждом избирательном участке обязательно работает буфет с дешеввым спиртным и закуской. — Кандидаты еще не знают, что их ждет приятный сюрприз. Редкие голосующие чаще всего видят претендентов в первый раз. Выбор делают, посмотрев информационный стенд избирательной комиссии. Во времена позднего СССР к открытию участков многие объезжали их на такси. Выбрасывали дефицит. Сейчас со снабжением получше, но люди все равно вопрошают: „А рыба свежая и копченая будут?“. Отношение белорусов к выборам — через желудок».

На самом деле «выборы», а по сути назначение полностью подконтрольного парламента — первый этап начинающегося в Белоруссии транзита власти. Лукашенко не раз открыто говорил, что собирается часть полномочий отдать правительству, часть — парламенту, а остальные — передать преемнику. В точности, как это было в Казахстане. Вопрос только в одном: кто этот преемник?

Михаил Петровский