Posted 16 декабря 2019,, 09:38

Published 16 декабря 2019,, 09:38

Modified 30 марта, 15:18

Updated 30 марта, 15:18

Почему в Киргизии не разгонят своих «фашистов»?

16 декабря 2019, 09:38
Появившийся в Бишкеке автобус с транспарантом «Нация выше закона» вызывает ассоциацию со всем известным слоганом «Германия превыше всего».

Представить себе, что по Бишкеку может разъезжать автобус с транспарантом «Нация выше закона», можно было только в дурном сне. Но это стало реальностью, которую власть не осудила, а кое-кто даже поддержал. К примеру, министр культуры Азамат Жаманкулов, который по своему должностному «кругозору» должен был усмотреть в слогане прямую ассоциацию с германским нацизмом.

Но высокопоставленный чиновник принял деятельное участие в «автобусопробеге». «Агитпоезд» останавливался у торговых центров и в других местах большого скопления людей, «обличал» нравы современной киргизской молодежи и курил фимиам министру культуры, поддержавшему верховенства нации над правами человека. Социальные сети очень живо отреагировали на название акции и требуют, чтобы ее организаторы ответили перед законом. Но последний пока молчит.

Заодно «министр на автобусе» грубо наехал на авангардное искусство. Ему не понравилась феминистская выставка «Кормилицы. Экономическая свобода. Женщины», состоявшаяся в государственном музее изобразительного искусства, и по его приказу из экспозиции пришлось убрать несколько работ. Потому как совершенно незачем демонстрировать то, что противоречит «национальным ценностям и культуре», включая и обнаженную натуру.

Директор музея Мира Джангарачева занимаемую должность покинула. Ей, кстати, даже угрожали убийством блюстители «национальных ценностей». Правда, по данному факту возбуждено уголовное дело, а участницы выставки, посвященной тяжелой участи женщины, и «прогрессивная общественность» обратились к президенту страны Сооронбаю Жээнбекову с требованием уволить самого министра, выступившего на стороне экстремистских групп, не имеющих никакого отношения к искусству.

Поднятый вокруг выставки ажиотаж можно было бы отнести к разряду ханжества примитивных обывателей, но осада музея национал-патриотическими силами, включая «Кырк чоро» («Сорок витязей», «Росбалт» уже писал о их «деятельности») наводит на грустные мысли. Организация эта, судя по ее активности и лояльности к ней властей (она подписала меморандум о сотрудничестве с МВД, Генпрокуратурой, Комитетом нацбезопасности и еще несколькими госструктурами) не терпит не только феминисток, приверженцев «другой любви» и угрожает им расправой — она еще и требует от киргизских властей выдворить из республики всех иностранцев.

Особенно остро зуб у нее заточен на китайцев — вплоть до запрета на браки киргизских женщин с гражданами Поднебесной. До откровенных погромов иностранцев и их бизнеса в Киргизии дело еще не дошло, но активисты «Кырк чоро», ратующие, кстати, за введение многоженства в республике, самовольно и безнаказанно проверяют объекты, принадлежащие «чужакам», и преследуют связанных с ними киргизских девушек. Напомним, антикитайские митинги стали почти обычным явлением в Киргизии. То есть речь идет, как минимум, об оголтелой ксенофобии «витязей» и их претензиях на влияние в республике.

Говорить о таком явлении как о фрагментарном в общем националистическом «пазле» уже, к сожалению, не приходится. Возможно, Киргизия бы и не дозрела до позорного лозунга «Нация выше закона», если бы власти в свое время пресекли требования «патриотов» ввести в паспорте гражданина республики графу «национальность» и лишить русский язык статуса официального (он закреплен конституцией). Этого статуса долго добивался первый президент Киргизии Аскар Акаев с тем, чтобы прекратить массовый отток русскоязычного населения, составляющего костяк высокообразованных специалистов в республике.

Ну, а теперь Киргизия еще и входит в Евразийский экономический союз, и больше миллиона ее граждан работают в России, финансово поддерживая оставшиеся на родине семьи, а значит — и некоторую стабильность в стране. И вот что интересно: в Киргизии, несмотря на фактически моноэтническую агитацию «патриотов», а по сути, как минимум ксенофобов, спрос на школьное обучение на русском языке велик. А педагогов, владеющих «великим и могучим», уже не хватает.

В общем, русский язык создал проблему Киргизии, но с другого «конца» — то есть не подавления киргизского, а развития национальной науки, соответствия требованиям, предъявляемым мигрантам для «приличного» и легального трудоустройства. И заодно звучат голоса «патриотов», что КР должна покинуть Евразийский союз из соображения защиты собственного суверенитета. Киргизские диаспоры, разумеется, выступают против такой меры — она лишает их финансового благополучия и шансов на получение детьми нормального образования.

Можно сказать, что приверженцы киргизского этнического национализма уже скатываются к нацизму — мировоззрению, ставящему во главу угла определенную расу или народ. Традиционно это делается под прикрытием такого привлекательного и консолидирующего титульную нацию лозунга, как защита традиционных ценностей, а, по сути, ущемления прав и свобод человека.

Так что автобус появился не случайно. И в очень «правильное» время — в будущем году в Киргизии, не чуждой, напомним, революционной активности, состоятся парламентские выборы. И лозунг «Нация выше закона» может быть «прочтен» как начало предвыборной гонки. Он определенно привлекателен для части электората, как и тема русского языка. В некотором роде отсутствие реакции на него властей является отвлекающим моментом в грызне между ними и оппозицией.

Выборы эти станут показательными с точки зрения предпочтительности для электората нацистской идеологии, шариата (в Киргизии много его сторонников) и светского государства. Чтобы попасть в парламент, та или иная политическая сила должна преодолеть довольно высокий, девятипроцентный барьер. А потому вряд ли киргизы после выборов будущего года проснутся в доминирующей нацистской или шариатской среде, но совершенно не исключено, что последующие пять лет сильно сдвинут республику в сторону одной или другой из этих идеологий или их симбиоза.

Ирина Джорбенадзе