Posted 17 января 2020,, 15:37

Published 17 января 2020,, 15:37

Modified 1 февраля, 00:43

Updated 1 февраля, 00:43

Лукашенко не решится сбежать в сторону НАТО

17 января 2020, 15:37
У Белоруссии есть техническая возможность «забыть про Москву» и найти замену российской нефти, но стоить это будет дороже, чем в Минске готовы платить.

В наступившем году президент Белоруссии Александр Лукашенко потребовал найти источники поставок нефти, альтернативные российским. Напомним, что в начале января Россия прекратила транспортировку нефти в «братскую» страну, поскольку стороны не сошлись в цене.

«Почему мы до сих пор с президентом России не договорились по нефти? Потому что Россия хочет, чтобы мы купили у них нефть по ценам выше мировой. Где это видано?» — сказал Лукашенко.

Ситуация с поставками энергоносителей из России в Белоруссию действительно сложилась непростая. «Когда мы в 2011 году шли на продажу „Белтрансгаза“, была жесткая договоренность, что за пять лет мы выйдем на внутрироссийскую цену по газу. Кто-то это забыл, я помню… 75 лет Великой Победы; все горлопаним, где только возможно — и в РФ, и в Беларуси. Но „Газпром“ сегодня на Беларуси зарабатывает в три раза больше, чем на Германии, это нормально?», — задается вопросом белорусский президент.

Так или иначе, после начала нынешнего нефтяного кризиса в российско-белорусских отношениях Лукашенко потребовал от своих чиновников резко активизировать поиски альтернативных источников топлива, в первую очередь, нефти. Были разосланы соответствующие запросы странам Балтии, Польше, Азербайджану и Казахстану.

Однако здесь возникают принципиальные политические вопросы, вроде такого: сохранится ли вообще российско-белорусский союз в его нынешнем виде, если Белоруссия, не имеющая своих запасов нефти и газа, пересядет с российской на какую-либо другую иглу? Есть также и проблемы сугубо технические: насколько реально республике найти альтернативных поставщиков нефти? А если Минску это удастся, насколько такие поставки будут рентабельны?

Алексей Макаркин, первый вице-президент фонда «Центра политических технологий»:

«Я был бы осторожен в прогнозах насчет того, что они (Белоруссия) найдут альтернативу российской нефти, потому что тут возникает ряд вопросов. Например, есть казахстанская нефть, но если взглянуть на карту, то понятно, что ее надо прокачивать через Россию. Соответственно, возникают вопросы, а можно ли будет это сделать, захочет ли Казахстан идти здесь на конфликт с Россией, какие будут пропорции между российской и казахстанской нефтью?

Так что, думаю, пока говорить об этом рано. Можно сказать лишь, что идет торг и Белоруссия повышает в нем ставки. Повторю, речь идет о торге, а не о замене российской нефти на какую-то другую.

Кроме того, возникает вопрос, есть ли у Казахстана или того же Азербайджана достаточно свободных запасов нефти для того, чтобы заменить российскую нефть для Белоруссии. Я думаю, что их нет. В крайнем случае, могут быть заключены какие-то контракты, но целиком российскую нефть они не компенсируют и реально зависимость Белоруссии от российской нефти сохранится. Соответственно, Союзное государство России и Белоруссии никуда не денется, поскольку оно связано не только нефтью, но и общим рынком.

Закупки нефти в Казахстане — это вариант гипотетический, а многочисленные магазины в России, торгующие белорусскими продуктами — это реальность и никто не будет от этого отказываться».

Михаил Крутихин, аналитик нефтяного рынка, партнер консалтингового агентства Rusenergy:

«Технически Белоруссия может найти альтернативу российской нефти. Это не так сложно и подобные прецеденты уже были. В свое время Белоруссия заключила контракт на поставки нефти из Венесуэлы. По схеме замещения (свопы), это была азербайджанская нефть, которую поставили через территорию Украины. Подобные схемы практикуются по всему миру. Так что Казахстан и Азербайджан с южного направления, через Одессу, могут поставлять свою нефть в Белоруссию.

Казахстан может делать это по трубе, которая идет от казахстанской границы по территории России до Новороссийска (Каспийский трубопроводный консорциум), а оттуда танкерами по Черному морю в другие страны и регионы. Кроме этого у Казахстана есть терминал в Батуми (Грузия), через который он тоже может поставлять свою нефть. Казахстан активно пользуется черноморским маршрутом для экспорта своей нефти. Азербайджан тоже делает это через четыре грузинских терминала.

Таким образом, и Казахстан, и Азербайджан могут поставлять свою нефть Белоруссии танкерами по Черному морю, выгружать ее в Одессе, а оттуда по рабочему нефтепроводу она может поступать до города Броды в Львовской области. Через Броды проходит южная ветка нефтепровода „Дружба“. Четыре трубы этого нефтепровода заполнены не полностью и, как минимум, по одному из его ответвлений можно поставлять эту нефть до белорусского нефтеперерабатывающего завода в Мозыре.

Что касается северного направления поставок нефти в Белоруссию, то это можно делать через литовский порт Бутинге и латвийский порт Вентспилс на Балтийском море. Оттуда идет нефтепровод до белорусского Новополоцкого НПЗ. Правда, этот нефтепровод сейчас в нерабочем состоянии, поэтому из Прибалтики в Белоруссию можно доставлять нефть по железной дороге.

Что касается Польши, то от нее Минск получить нефть не может. Недавно поляки объяснили белорусам, что получаемую по „Дружбе“ нефть, по техническим причинам обратно в Белоруссию они направлять не могут.

Таким образом, для Белоруссии остаются только южный и северный пути альтернативных поставок нефти. Однако перегрузка ее из трубопроводов в танкеры и с танкеров снова в трубопроводы или на железнодорожные цистерны увеличивает стоимость сырья. Пока сложно сказать насколько, но вероятно это будет дороже, чем российский вариант. Поэтому получать нефть из России (даже по мировым ценам) сегодня выгоднее, чем использовать эти обходные маршруты».

Марина Шаповалова, экономист, публицист:

«Тот вариант транзита власти, который был озвучен в недавнем послании Путина Федеральному Собранию, говорит о том, что в Кремле решили пока с Минском не торговаться. Кроме того, в Белоруссии сегодня активно разрабатываются альтернативные источники энергии, к чему там были приглашены и китайцы. КНР вообще в последнее время серьезно вложилась в белорусскую экономику. Сегодня в республике, например, бурно развивается электрификация транспорта, как грибы после дождя растут электрозаправки. Это задел не то чтобы на независимость от российских энергоносителей, но точно на чуть большую самостоятельность от них.

Чисто политически вся эта ситуация с поставками российской нефти в Белоруссию мне видится как желание Лукашенко создать некоторую независимость своего „колхоза“ от „районных властей“. Заявления белорусского президента по этой теме вызваны, прежде всего, его желанием усилить свои переговорные позиции. То есть это, в первую очередь, торг. Но это не означает, что он способен пойти на какую-то серьезную конфронтацию с Москвой, потому что он не готов просить защиты у НАТО и даже рассчитывать на это, как, например, Украина».

Александр Желенин