Posted 4 марта 2020,, 07:52

Published 4 марта 2020,, 07:52

Modified 1 февраля, 01:03

Updated 1 февраля, 01:03

Почему Украине «не нужен» Донбасс?

4 марта 2020, 07:52
Вопрос о том, какую политику команда Зеленского должна проводить в отношении ЛНР и ДНР, куда чаще поднимается в Москве или Брюсселе, а не в Киеве.

Недавнее интервью Владислава Суркова «Актуальным комментариям» наделало очень много шума не только в РФ, но и на Украине. И если к фразам типа «Украины нет. Есть украинство» в Киеве отнеслись с иронией, то к словам про Донбасс — совсем иначе, очень сдержанно. Напомним, что именно заявил Сурков по поводу реинтеграции региона: «У меня недостаточно сильное воображение, чтобы такое вообразить. Донбасс не заслуживает такого унижения. Украина не заслуживает такой чести».

Хотя в Киеве постарались пропустить это оскорбление мимо ушей, однако болезненный вопрос о судьбе региона тем самым не снят. Конечно, официальная позиция остается неизменной: это территория нашей страны, на ней проживают наши граждане, и мы должны сделать все для возвращения туда мира и конституционной власти. Однако как это сделать — непонятно. «Формула Штайнмайера» не работает из-за непрерывных вооруженных провокаций, в которых стороны обвиняют друг друга, а «ополченцы» отвергают любые инициативы украинской власти.

В Киеве не питают иллюзий, понимая, что население Донбасса не особо хочет снова «становиться украинцами». Да, из Донецка и Луганска едут «в Украину» на заработки, за пенсиями и дешевыми продуктами, многие спрятали и хранят украинские паспорта, но мало кто поддерживает украинскую власть (было бы еще меньше, если бы не жизнь на уровене ниже плинтуса). При этом на вопрос «Что делать с Донбассом?» внятного ответа у чиновников нет. Они отделываются фразами-штампами типа «добиваться мира, международного наблюдения и выборов по законам Украины». Так что придется обратиться к с экспертам

«Не так давно шла бурная дискуссия: как платить пенсии живущим в ЛНР/ДНР. А теперь она перешло в другую: а надо ли? Ведь кто коня украл — тот его и кормит. Раз Россия оккупировала Донбасс, пусть она и платит. А если не оккупировала, то почему мы там не проводим, например, выборы? — прокомментировал ситуацию „Росбалту“ журналист украинской газеты „Зеркало недели“ Андрей Паливода. — Звучали такие предложения: кто хочет получать украинские пенсии — пусть уезжают с неподконтрольных территорий, переселяются. Кто хочет остаться — пусть остаются, но ЛНР и ДНР будут закрыты плотным кордоном: никаких пропускных пунктов, никакого сообщения, ничего. Война есть война. Отсекаем Донбасс, выбрасываем его, как болезненное воспоминание, развиваемся дальше».

По словам эксперта, многие политики указывают, что попытка вернуть антиукраинский по своей сути Донбасс не приведет ни к чему хорошему и не позволит построить национальное государство. Этот регион всегда останется «оружием» Москвы против Киева, именно поэтому Кремль не стал признавать независимость ДНР и ЛНР или принимать их в состав РФ — Путину нужна «отравленная стрела в теле Украины».

Позиция «отсечь Донбасс, как пораженную гангреной конечность» действительно очень популярна на Украине. Ее сторонники указывают на бесконечные расходы, которые понадобятся на реинтеграцию мятежных регионов, на социальную поддержку людей, которые даже не хотят говорить по-украински. Однако она все же не доминирует. «Против — те, у кого бизнес был или и сегодня связан с Донбассом (а это все „энергетические“ олигархи во главе с Ринатом Ахметовым), а также яростные патриоты, не готовые смириться и с потерей Крыма, и практически все публичные политики», — резюмирует Паливода.

«Сегодня внутри Украины очень много говорят о сценариях, которые условно можно объединить под наименованием „форсированная реинтеграция“ или „реинтеграция здесь и сейчас“. Но предлагающие их безнадежно оторваны от действительности, — говорит „Росбалту“ Мария Кучеренко, аналитик украинского Центра исследований проблем гражданского общества. — Для того, чтобы реинтерграция имела шанс, ей должно предшествовать устойчивое прекращение огня, вывод российских НВФ, разоружение оставшихся местных коллаборантов, и только после этого можно говорить о восстановлении украинской власти на оккупированных территориях».

По мнению Кучеренко, украинцам придется приучать себя к тому, что РФ не будет менять своей тактики «принуждения к братским отношениям», и потому не стоит питать иллюзий, что форсированная реинтеграция в нынешних условиях будет равняться завершению конфликта — она лишь переведет его в другую плоскость.

«Ни у действующей власти, ни у союзников Украины нет четкого плана действий по возвращению контроля над временно оккупированными территориями. Я вижу три варианта. Во-первых, это „быстрая“ реинтеграция. У Зеленского и его команды есть планы проведения местных выборов на территориях ОРДЛО уже осенью. Скорее всего, „Слуги народа“ надеются на хороший электоральный „урожай“ на освобожденных территориях, полученный на теме мира, — прокомментировал текущий расклад Денис Захаров, политический обозреватель киевской газеты „Деловая столица“. — Кроме местных выборов, в случае „быстрой“ реинтеграции власть должна будет предоставить особый статус ОРДЛО и закрепить его в Основном законе, но украинцы в своем большинстве этого не приемлют. Кроме того, в случае форсирования возвращения ОРДЛО в Украину фактически на условиях РФ мы вынуждены будем финансировать „республики“, де-факто не контролируя процессы, которые будут происходить на их территории».

Второй сценарий, названный экспертом, — «замораживание» конфликта по типу Приднестровья. Такой вариант развития событий предусматривает определенность по Донбассу и концентрацию усилий и ресурсов на качественных внутренних изменениях на Украине.

Третий сценарий: медленная, постепенная реинтеграция, предусматривающая постепенный вывод НВФ, введение временной международной администрации и спецмиссии ОБСЕ, либо же миротворцев ООН, с дальнейшим возвращением контроля над границей. Этот вариант Украина может реализовать только при полном содействии западных партнеров и трансформации «нормандского формата» с участием США и Великобритании.