Posted 21 апреля 2020,, 18:33

Published 21 апреля 2020,, 18:33

Modified 1 февраля, 01:27

Updated 1 февраля, 01:27

Хороший человек Зеленский — это не профессия

21 апреля 2020, 18:33
Год назад украинцы не продлили срок Петру Порошенко, решив довериться не политикану, а «своему парню», уже побывавшему «президентом» — в сериале.

Ровно год назад Владимир Зеленский стал президентом Украины. Вернее, 21 апреля 2019-го прошел второй тур выборов, на котором Владимир Александрович разгромил Петра Алексеевича со «счетом» 73:24. Прямо баскетбол какой-то: США — Ангола.

Аналитики и журналисты тут же заговорили о «всенародном доверии», о том, что теперь Зеленскому «можно все» и т. д. Тут явное преувеличение: на самом деле, куда большее доверие было оказано пятью годами раньше Порошенко, когда он выиграл в первом туре. Экс-шоумен же в «квалификации» удовольствовался лишь 30%, ну а тур второй — это уже проявление «любви» к действующему на тот момент президенту: кто угодно, но только не этот!

Так что не было у нынешнего главы государства никакой «поддержки трех четвертей украинского народа». Это ему не в укор — такова реальность, объясняющая, что в его рейтинге на уровне 40% после полугода президентства, которое отсчитывается, кстати, только с 20 мая, нет ничего удивительного.

Об обретении всей полноты власти можно говорить и вовсе лишь после убедительной победы «Зе-партии» на выборах в Раду. Вот это был триумф так триумф: 254 кресла в парламенте из 424 возможных (вообще-то их 450, но «оккупированные» территории не голосовали). Вот тут-то, 29 августа, когда новый парламент собрался на свое первое заседание, можно было, кажется, сказать, что Зеленский может все. Оказалось, что это не так.

К примеру, уже «на флажке» Порошенко успел провести через Раду закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», который предусматривает его исключительное использование практически во всех сферах жизни. Русский остался только «для кухни». И сколько бы не говорил Зеленский, что «с этим будем разбираться», однако потом как-то подзабыл, тем паче, что на мове у него получается все лучше и лучше. Вообще-то его можно понять: ну, надавит он на свою фракцию (а на «Оппозиционную платформу» и давить не надо), отменят закон — и что? Не нужно преувеличивать желание сколько-нибудь значительной части украинского общества сделать русский язык вторым государственным — представляется, что нет его. Да, кому-то понравится, но «вони» будет куда как больше.

Да что на Порошенко кивать: 16 января Верховная рада приняла уже в чистом виде «Зе-закон» «О полном общем среднем образовании», по которому русскоговорящие будут иметь право учиться на родном языке до 5 класса, после чего не менее 80% обучения пойдет на государственном. Для «многочисленных» крымских татар и народов, представленных в ЕС, — все по-другому. Опять же — никто не восстал.

Кстати о Порошенко. Зеленский торжественно обещал, что его предшественник «будет сидеть», однако, несмотря на многочисленные уголовные дела, Петр Алексеевич действительно сидит, но в Раде, возглавляя свою фракцию «Европейская солидарность». Оказалось, что не зря. Не поддерживаемый тремя четвертями населения закон о земле, который позволяет ее продажу, был принят. Причем часть «слуг народа» в «распродаже Украины» участвовать отказалась, и даже необходимых 226 голосов никак не набиралось, однако на выручку пришли порошенковцы. Тут же заговорили, что произошел «размен», и что теперь экс-президенту уже ничего не грозит.

Вообще-то, я не слишком уверен, что сегодня в украинцах так уж кипит желание «добиться справедливости» в виде посадки Порошенко — время прошло, страсти поутихли. Ну, не выполнил обещанного Володя — майдан ему устраивать за это что ли? Зато теперь МВФ, возможно, даст денег, и немало. Без них, учитывая необходимость раздать в этом году многомиллиардные долги, выкрутиться не получится, поскольку с экономикой получается не здорово.

И дело тут не в пресловутом коронавирусе. В частности, падение промышленности на Украине в январе достигало 5,1%, в феврале, правда, «всего» 1,5%. В металлургии спад был 10,3% и 4,1% соответственно. Какой там обещанный рост ВВП на 40% за пятилетку? Чего ж удивительного в том, что, по словам Зеленского, Украине срочно понадобились «новые умы и сердца», и на посту премьера Денис Шмыгаль быстренько сменил Алексея Гончарука.

А тут — бам, вирус, на который многое можно будет списать, если, конечно, удастся с ним справиться более менее малой кровью. Сегодня кажется, что удастся: есть рост заболеваемости «в человеках», но в процентах — уже падение, и предпринятые меры население поддерживает. Если тут Зеленский «вывернется», то и слава богу — будем болеть за него и украинцев.

И наконец — «наше все», Донбасс. Обмен пленными, одна встреча в «нормандском формате» — вот, собственно, и все. Казалось бы: мир — это чуть ли не главное требование очень большой части украинцев, а ситуация застыла на отметке годичной давности. Гоньба президенту?! Бросьте. Военное положение, как при Порошенко, не объявляется; да — военные продолжают погибать, но «по чуть-чуть». Конечно, обещал экс-шоумен ради мира даже «встать на колени», но и без этого стреляют редко, а передавать границу Россия со своими ДНР и ЛНР нипочем не согласится — хоть на голове стой. Так что вокруг трактовок «формулы Штайнмайера» лучше спорить до хрипоты, лишь бы ничего не делать.

Ну, а если стронется дело с мертвой точки — лучше оно будет для украинского лидера? Чем-то придется поступиться, а это опять минус для рейтинга. Ну и положа руку на сердце: так уж важно для украинцев вернуть Донбасс и Крым? Отдать — нет, никогда, а вот чтобы вернуть — это уж сильно потревожиться придется. Кому оно надо?

В общем, как мне представляется, даже не выполняя многих своих предвыборных обещаний, Владимир Александрович Зеленский чувствует, что ему что-то простят, что-то «забудут». По Донбассу — потому что не очень-то оно и надо; с Порошенко — если б сразу посадить, вот это было бы да, а сейчас уже не так интересно, да и что с того — каждому по тыще долларов не обломится; по земле — можно будет в результате положить на стол $10 млрд кредитов, и Украина (в который уже раз) не рухнет. Так что простят, наверное. Пока.

Вполне возможно, что как политик, живущий одной минутой, украинский лидер поступает правильно, но что потом? Боюсь, что ничего. Главное ведь для обычных людей, каким бы «народным» не был президент, это зарплаты, пенсии, тарифы за коммуналку. «Мало просто взять власть, надо еще суметь ее удержать, направив Россию по пути строительства нового общества. Но это архитрудная работа», — якобы сказал В.И. Ленин, буквально пять дней спустя после взятия Зимнего. В данном случае «направить» нужно Украину. Как? Наверное, этот жутко симпатичный, обаятельный и, кажется, честный парень, сумевший взорвать систему (пусть несовершенную, но устоявшуюся), этого не представляет даже в теории. Поверить в то, что он вдруг что-то «придумает», невозможно, хотя очень бы и хотелось. Раз одно чудо на его счету уже есть, пусть бы было и другое. Чтоб его пример — другим наука.

Александр Кривенков