Posted 17 июля 2020,, 16:57

Published 17 июля 2020,, 16:57

Modified 30 марта, 13:47

Updated 30 марта, 13:47

И в СНГ иногда бывает «весело»

17 июля 2020, 16:57
«Скучное болото», которым считается Содружество Независимых Государств, на этой неделе заметно всколыхнулось, дав политологам, журналистам и даже Ким Кардашьян немало поводов для дискуссий.

Армения VS Азербайджан

Конечно, главным событием минувшей недели на постсоветском пространстве стала эскалация напряженности на армяно-азербайджанской границе. Нельзя сказать, что этим событиям, очень похожим на небольшую войну, было уделено много внимания во всем мире, но, во всяком случае, — не только странами, близкими к этому региону, и прочими ОБСЕ.

Даже жена кандидата в президенты США не осталась равнодушной. Речь, конечно, не о Джилл Байден и Меланье Трамп, а о Ким Карадашьян — супруге рэпера Канье Уэста, успевшего в последний момент зарегистрироваться в качестве претендента в штате Оклахома (кстати, любопытно, что здесь в 2016 году выиграл Трамп, опередив Хиллари Клинтон всего на 0,3%). «Несмотря на пандемию, Азербайджан нарушил призыв ООН к глобальному перемирию, спровоцировал атаки на Армению. Гражданские объекты Армении стали мишенью, теперь Азербайджан угрожает сейчас нанести удар по атомной станции», — написала Кардашьян в своем микроблоге в Twitter.

Да, заявление представителя Минобороны Азербайджана о возможной ракетной атаке на АЭС в Мецаморе прозвучало даже чересчур громко, хотя вряд ли к нему кто-то отнесся серьезно (отставные армянские генералы тоже грозили Баку «грязной бомбой»). Тем более, что его можно рассматривать лишь как предупреждение о возможных ответных мерах. Пошли «слухи» о том, что ВС Армении могут нанести удар по Мингячевирскому водохранилищу (тоже сомнительно), и бравый полковник с солдатской прямотой пригрозил: «Только попробуйте! Мы вам как дадим!»

Ну а Ким призвала всех американцев «звонить своим сенаторам» для поддержки Армении. И надо признать, что не только благодаря Кардашьян, симпатии международного сообщества и общественного мнения (среди тех, кому до этого вообще есть какое-то дело), скорее, на стороне Армении. Наверное, именно поэтому за неумение за 16 лет пребывания на посту сформировать «наступательную дипломатию» президент Азербайджана отправил в отставку многоопытного главу МИД Эльмара Мамедъярова. «Порой люди, работающие в наших посольствах, равнодушно относятся к своему делу, проявляют пассивность, не могут защищать и обеспечивать интересы нашей страны на должном уровне. … Не могут дать должного ответа на клеветнические обвинения, периодически звучащие в адрес Азербайджана, либо не хотят делать этого», — сказал Ильхам Алиев, встречаясь уже с новым министром.

В этом смысле армянская дипломатия ведет себя куда менее «дипломатично». Стоило украинскому МИД «дежурно» призвать обе стороны к миру, но упомянув про «международно признанные границы Азербайджана», как тут же посол в Ереване был вызван на ковер во внешнеполитическое ведомство Армении, а само диппредставительство патриотически настроенные молодые люди облили борщом. Хотя казалось бы: «А что я такого сказал?!» Даже если забыть о Карабахе, более 7,5 тыс. кв. км в семи районах Азербайджана давно уже являются «зоной безопасности» НКР, контролируемой (или оккупированной, как говорят и в Баку, и в ООН, и в ПАСЕ) армянской армией. Конечно, с формальной точки зрения вряд ли этот демарш Еревана справедлив, но, наверное, в этом и сила «наступательной дипломатии: «А пусть они оправдываются!»

Белоруссия: выбери меня!

Вообще-то Александр Лукашенко представляется мне очень смелым человеком, способным брать ответственность на себя и принимать смелые решения. Одним из них был, например, отказ от жесткого карантина из-за коронавируса. А что бы было, если бы «рвануло»? Конечно, можно сказать, что в последней диктатуре Европы «всегда и обо всем врут», и что данные о 87% излеченных — это полная ерунда, но показатели заболеваемости (кстати, довольно высокой, вероятно из-за большого числа тестов) и смертности (очень низкой, вероятно, из-за большого числа «больных») подтасовать гораздо сложнее, чем результаты тех же выборов. Тем более досадно, что Лукашенко не решился на их «почти честное» проведение, «забанив» двух кандидатов, которые, по крайней мере, не выглядели клоунами.

«Выборы будут очень интересные, а после выборов будет еще интереснее. Это я обещаю», — сказал действующий президент в конце прошлого месяца. Уже понятно, что первая часть этого обещания точно выполнена не будет. Где тут «интересно»? Отправленный за решетку «иностранный агент» Виктор Бабарико, конечно же, что-то напутал в своей декларации, а помощники Валерия Цепкало так неумело собирали подписи, что половина из них оказалась «фальшивыми». У еще четырех претендентов, не обладающих практически никакими людскими и финансовыми ресурсами для проведения кампании, почти все в порядке, а создатель Парка высоких технологий оказался неумехой!

Хотя и в данном случае Александра Григорьевича можно назвать «смелым человеком»: теперь хоть 99% набери, все равно все (а в Белоруссии многие) будут тыкать в тебя пальцами и называть всякими нехорошими словами, не говоря уж о «международном общественном мнении». А ему наплевать! Но почему все же он поступил именно так? Неужели данные «контролируемого» соцопроса, дававшего ему 70% еще до «отставки» Бабарико и Цепкало, настолько отличаются от «закрытых» цифр, которые, наверняка, тоже есть? Неужели «легкий мухлеж» не помог бы, и понадобилась такая вот «хирургическая» операция?

Подозрений добавляют сделанные значительно ранее Александром Лукашенко прямые выпады против двух своих теперь уже не соперников, когда он, что называется, «перешел на личности», а также другие его интересные высказывания. «Если я поведу себя демократично, покажу, что я беленький и пушистенький, у меня шанс потерять страну вообще. И я тогда буду проклят уже в течение года. Никто мне и всем нам не простит уничтожение Белоруссии», — откровенно почти месяц назад сказал Александр Григорьевич.

Сегодня уже ясно, что он «страну не потеряет», а если и «будет проклят», то совсем не за это. Однако интересно, сколько даже его искренних сторонников сегодня не морщатся и считают (не вслух, а про себя), что их кумир поступил совершенно правильно?

ЕАЭС и Союзное государство

На этом фоне как-то незаметно прошло подписание 14 июля соглашений по поставкам в Белоруссию российских энергоносителей, а также реструктуризации платежей по строительству Росатомом БелАЭС в Гродненской области. По словам белорусского премьера Романа Головченко, «задача-максимум выполнена», хотя никаких подробностей по этому важнейшему для российско-белорусских отношений вопросу приведено не было. Более того: сегодня объявлено, что переговоры по вопросам снижения цены на российский газ продолжаются.

Сегодняшнее заседание Евразийского межправительственного совета (с участием глав правительств Армении, Казахстана, Киргизии и РФ), прошедшее с Минске, примечательно разве что тем, что это первая очная встреча на таком уровне в рамках ЕАЭС после начала пандемии. Из «интересного» можно выделить разве что слова тго же Головченко о том, что в Евразийском экономическом союзе пока не удается решить вопросы свободной торговли без изъятий и ограничений.

Затем Александр Лукашенко принял российского премьер-министра Михаила Мушустина, с которым состоялся обычный разговор в стиле «кто кого больше любит». Как вежливый гость Мишустин говорил, что при развитии интеграционных процессов обязательным условием является сохранение независимости, «чтобы возможности экономического сотрудничества были абсолютно взаимными, равноправными», а гостеприимный хозяин выразил намерение тет-а-тет рассказать ему о «странным вещах», которые происходят в Белоруссии в электоральный период. «Откуда это берется?» — задал, видимо, риторический вопрос Лукашенко.

Надул ли Бердымухамедов ВОЗ?

И еще об одном событии нельзя не сказать хотя бы одной строкой. Эксперты Всемирной организации здравоохранения закончили свою инспекторскую поездку по Туркмении, не найдя в стране коронавируса. При этом глава делегации заявила, что «система здравоохранения Туркменистана хорошо подготовлена для того, чтобы реагировать на COVID-19». Правда, «вражеские голоса» уверяют, что доверчивым возовцам показали только то, что хотели показать, однако «пятерку» туркменские власти от них получили.

Александр Кривенков