Posted 3 февраля 2021,, 16:29

Published 3 февраля 2021,, 16:29

Modified 30 марта, 12:25

Updated 30 марта, 12:25

Президент Украины нашел, где у кума Путина «кнопка»

3 февраля 2021, 16:29
Ни пророссийские, ни прозападные политики в Киеве явно не ожидали, что Зеленский пойдет на закрытие телеканалов, контролируемых Виктором Медведчуком.

«Я никогда не говорил про Зеленского ни одного доброго слова. Но это, если не будет отменено каким-нибудь условным Печерским судом, — реально мощно, прямой вызов агрессору, заявка на новый президентский срок. Отдаю должное», — написал в своем блоге Вадим Довнар, журналист, который много лет назад переехал на Украину из Беларуси, чтобы вести информационную войну с Россией, отреагировав таким образом на главную пока украинскую сенсацию начавшегося года.

Событие, действительно, оказалось неординарным даже по украинским меркам: поздно вечером 2 февраля президент Владимир Зеленский своим указом ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), которое наложило санкции на народного депутата Тараса Козака — ближайшего соратника пророссийского политика, бизнесмена и кума Путина Виктора Медведчука. Главное — это отмена лицензий для трех популярных телеканалов: «112 Украина», Newsone и ZIK. Они считаются связанными с Медведчуком, однако именно Козак является их формальным бенефициаром.

Несколькими днями ранее Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания Украины вынес предупреждение и наложил штраф на канал «112 Украина». Причина: в эфире звучали «призывы к развязыванию агрессивной войны», ее пропаганда, а также «разжигание национальной, расовой или религиозной вражды». В Нацсовете тогда заявили, что некоторые тезисы телеканала можно сравнить с официальной позицией «страны-агрессора» — Российской Федерации.

Сегодня стали известны подробности сенсационного решения СНБО. Как выяснилось, из 19 членов совета 17 проголосовали «за», один воздержался, еще один находится в командировке. Причем воздержавшимся от голосования оказался спикер Верховной рады Дмитрий Разумков. Позднее он сказал журналистам, что, по его мнению, ограничительные меры в отношении телеканалов из «пула Медведчука» — это плохо. «Я воздержался. Санкции хороши там, где мы не можем наказать по украинскому законодательству. … И к каналам санкции — это плохо. Несмотря на то, чьи они», — сказал Разумков.

Еще один интересный момент: решение о наложении санкций на ТВ Медведчука готовилось в полной секретности. Заседание СНБО было созвано на 19 часов вторника, когда в России (случайно или нет) занимались делом Навального. Впрочем, многие наблюдатели указывают на то, что на принятие решения повлияло, прежде всего, установление контакта с новой администрацией Джо Байдена. Это произошло после звонка госсекретаря Тони Блинкена министру иностранных дел Украины Дмитрию Кулебе.

«Отключение каналов, вероятнее всего, произошло по двум причинам. Речь о приходе к власти администрации Байдена с четкой риторикой против России, а также с борьбой против коррупции. Зеленский всеми силами хочет понравиться Вашингтону, потому и пошел на такой шаг, — сказал „Росбалту“ украинский политический обозреватель Денис Захаров. — Вторая причина — растущий рейтинг ОПЗЖ и падение показателей Зеленского. Президент понимает, что „ящик“ — орудие Медведчука, и надо как-то решить эту проблему. Остается надеяться, что юридически санкции хорошо проработаны, и в судах их не разобьют».

Здесь есть один принципиально важный момент: юридическая основа санкций против телеканалов Медведчука — постановление украинского парламента от 4 октября 2018 года, принятое по настоянию Петра Порошенко. Однако предыдущий президент не стал их вводить даже в период выборов, когда эти самые телеканалы «мочили» его, не стесняясь в средствах. Порошенко куда больше боялся обвинения в недемократичности, чем обливания грязью. Зеленский же почти два года пытался сотрудничать с партией Медведчука (чтобы, как он думал, иметь выход на Кремль), но теперь этому явно решено положить конец.

Сам Владимир Зеленский прокомментировал санкции только в среду. Он заявил, что Украина не поддерживает пропаганду, финансируемую «агрессором». Его пресс-секретарь Юлия Мендель также объяснила аннулирование лицензий указанных телеканалов тем, что они стали инструментом пропаганды в руках России.

Понятно, что представители попавших под санкции телеканалов заявили, что решение СНБО — «расправа над неугодными СМИ», а предлог для введения ограничений против владельца холдинга Козака «надуманный». «Обращаемся к президенту Украины: если вы закроете неугодные телеканалы, ситуация в стране от этого не улучшится, цифры в платежках за газ не снизятся, вакцинирование от коронавируса не начнется, бесчинства радикалов не прекратятся. Потому займитесь делом, а не тем, чем вы занимаетесь», — написали руководители телеканалов в коллективном письме Зеленскому.

Но в самом большом шоке от решения Владимира Зеленского, кажется, оказались украинские националисты: они-то всегда заявляли, что президент — «тряпка», что когда шла война на востоке страны, он уклонялся от повесток в военкомат и вообще снимался в кино в РФ. Теперь же результатом запрета «каналов Медведчука» стала настоящая оторопь среди «западников». Национально-ориентированные политики после неловкого молчания начали говорить, что это первое решение Зеленского как государственника, и что теперь их (решение и президента) нужно всячески поддерживать и защищать.

Сейчас сложно сказать, насколько решение СНБО и президента ударит по пророссийской партии ОПЗЖ. С одной стороны, она лишилась мощных агитационных рупоров. Кроме того, украинские спецслужбы уже обнародовали информацию о том, что санкции против Тараса Козака и принадлежащих ему активов, в том числе ряда телеканалов, были введены из-за его причастности к поставкам угля с территории ДНР и ЛНР. На Украине это рассматривается как сотрудничество с Россией. По поводу финансирования телеканалов за счет бизнеса в Л/ДНР уже открыто уголовное дело.

С другой стороны, закрытие телеканалов может создать ОПЗЖ и лично Медведчуку (Козак публичной фигурой не является) имидж «гонимых властью». А таким сочувствуют не только в России. Так что из этого кризиса «платформа» вполне может выйти, усилив свои позиции. А может и наоборот — все будет зависеть от того, кто в ближайшие недели сможет перехватить «освободившуюся» телеаудиторию. Кроме того, еще неизвестно, как Петр Порошенко отреагирует на то, что его заклятый противник Зеленский неожиданно вторгся на политическое поле самого Петра Алексеевича.

Пока же в Верховной раде депутаты от ОПЗЖ разрабатывают стратегию спасения телеканалов «112», ZIK и NewsOne. Одним из очевидных решений им видится смена учредителя — того самого Тараса Козака. Среди рассматриваемых вариантов — «переписать» каналы на журналистов. Ну, и чтобы «два раза не вставать», предлагается вариант импичмента президента. Но это вряд ли всерьез.

Кирилл Карасев, Киев