Posted 8 февраля 2021,, 11:06

Published 8 февраля 2021,, 11:06

Modified 30 марта, 12:23

Updated 30 марта, 12:23

Зеленский решил стать «украинским Лукашенко»?

8 февраля 2021, 11:06
Президент «незалежной» смог продавить инициированный им закон о референдуме. Его оппоненты опасаются, что он будет концом парламентаризма в стране.

Верховная рада приняла закон «О народовластии через всеукраинский референдум». Это было полностью провластное голосование: за проект, который инициировал Владимир Зеленский, проголосовали 255 народных депутатов из президентской фракции «Слуга народа», «Доверия» и независимых. Вся оппозиция — как прозападная, так и пророссийская — не дала ни одного голоса.

Это довольно удивительная ситуация для Украины: принципиально важный для государственного управления закон был принят очень быстро, хотя и вызвал острую критику в обществе и среди политиков. Прежде всего, его ругали за противоречивость формулировок. Например: на референдуме можно «изменить территорию Украины», но нельзя голосовать за «нарушение территориальной целостности».

Согласно закону, референдум проводится либо по решению президента, либо по требованию не менее 3 млн граждан страны. Еще одна значимая инновация: закон позволяет использовать для проведения референдумов процедуру электронного голосования. Правда, «автоматизированной информационно-аналитической системы» на Украине еще не существует.

Комментируя принятие закона, Владимир Зеленский в своем блоге заявил: «Если общество что-то поддерживает, а политики против, — значит, у политиков что-то хотят забрать. Так было, когда мы отменили депутатскую неприкосновенность, так произошло и сейчас. Для некоторых это катастрофа, потому что теперь важные решения смогут принимать не они, а все граждане Украины на референдуме».

Он напомнил, что принятие закона о референдуме было среди пунктов его предвыборной программы: «Мы это обещали — мы это сделали. Мои поздравления народу Украины, мои соболезнования отдельным партиям».

Сам закон, к слову, очень объемный — 160 страниц. Те эксперты, которые не поленились его придирчиво изучить, рассказали «Росбалту» о многочисленных проблемных местах президентской инициативы. Например, каждый раз на референдум может выноситься только один вопрос. При этом стоимость его проведения оценивается более чем в $71 млн, то есть это дорогое удовольствие. Но где логика, чтобы тратя такие деньги, не выяснить еще что-нибудь? И почему в законе ничего не говорится о местных референдумах — он предусматривает только общенациональные.

Средства для подготовки и проведения референдума должны быть заложены в госбюджете отдельной строкой. То есть провести общенародное голосование в том же году, когда его задумали, никак не получится. А может не получиться и в следующем: бюджетный процесс в Украине — это дело сложное.

Для признания референдума состоявшимся в голосовании должны принять участие больше половины зарегистрированных избирателей. Что вполне может стать проблемой, если вспомнить низкую явку на последних выборах.

Наконец, сам принцип решения судьбы того или иного закона через референдум противоречит Конституции. Ведь согласно основному закону, единственный законодательный орган — это Верховная рада. Но закон, получается, допускает подмену парламента референдумом.

Наиболее острожные критики закона опасаются, что эта инициатива может превратиться в инструмент политических игр и поляризации общества. Одни представители оппозиции настаивают на том, что законопроект написан так, что референдум вообще нельзя провести. Другие говорят, что законопроект, напротив, позволит власти «спамить» с его помощью чуть ли не ежемесячно. В документе, действительно, предусмотрено много «предохранителей», которые не дают возможности злоупотребления. Но вместе с тем, если профессионально подойти к его организации, то вполне возможно реализовать практически любое голосование.

Здесь многое будет зависеть от правильно сформулированного вопроса. Директор Киевского международного института социологии (КМИС) Владимир Паниотто в одном из интервью объяснил, как это работает: «Если мы спрашиваем, как вы относитесь к закону о продаже земли, люди в основном говорят „отрицательно“. Если мы спрашиваем, должен ли собственник земли иметь право ее продать, то большинство считает, что да».

Однако главная политическая претензия к закону о референдуме касается не его содержания, а самого существования. Критики указывают, что сам механизм всенародного опроса позволяет хорошему популисту действовать помимо парламента. Например, Александр Лукашенко стал диктатором благодаря тому, что снял с себя все конституционные ограничения именно через референдумы.

Так что наиболее «злые» оппоненты нынешнего президента Украины уверены, что этот закон — грандиозная политическая афера, итоговая цель которой помочь установить личную диктатуру Владимира Зеленского. И в самом деле, на референдуме люди часто голосуют за простое решение сложных вопросов. То есть идут на поводу у популистов.

Есть еще одна версия происходящего прямо связанная с предыдущей: Зеленский решил получить в свои руки инструмент, который бы позволил ему принимать критически значимые решения «мимо» парламента. Дело в том, что на Украине, по Конституции, именно Верховная рада главный орган власти, а вовсе не президент.

Но сейчас президент уже потерял монобольшинство в парламенте. Это окончательно стало очевидно 2 февраля, когда из фракции президентской партии «Слуга народа» в парламенте исключали одиозного Александра Дубинского. Тогда результаты голосования за исключение нардепа серьезно расстроили Зеленского, так как его предложение поддержали только 198 депутатов из 246-ти. Число 198 стала приговором монобольшинству — именно столько депутатских голосов контролирует сегодня президент Украины.

Также отметим, что, согласно опросу КМИС, проведенному в конце января, в первом туре президентских выборов, если бы они состоялись сегодня, Владимир Зеленский набрал бы чуть менее 20% голосов. Хотя, возможно, за последнюю неделю его рейтинг в среде националистов несколько повысился.

Вряд ли, конечно, в ближайшее время будет проведено голосование, которое в корне поменяет судьбу страны. Об этом, к слову, 3 февраля в телеинтервью заявил и спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков: «Сегодня в Украине нет актуальных вопросов, которые было бы необходимо выносить на референдум».

Тем более, что в условиях Украины проще очередной Майдан собрать, чем организовать референдум по всем правилам. Однако понятно, что новый инструмент в руках украинских политиков уже появился.

Кирилл Карасев, Киев