Posted 25 февраля 2021,, 07:43

Published 25 февраля 2021,, 07:43

Modified 30 марта, 12:16

Updated 30 марта, 12:16

Со дня рождения французского живописца Пьера Огюста Ренуара исполнилось 180 лет

25 февраля 2021, 07:43

25 февраля исполняется 180 лет со дня рождения французского художника-импрессиониста Пьера Огюста Ренуара.

Выдающийся французский живописец-импрессионист Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года. Ренуар был шестым ребенком в семье бедного портного.

Художник появился на свет в провинциальном городке Лимож в Центральной Франции. Но уже в 1844 году его семья перебралась в Париж.

Еще в раннем детстве Ренуар начал проявлять интерес к рисованию — часто учителя бранили его за картинки, которыми будущий живописец украшал поля своих школьных тетрадей.

Помимо художественного таланта, у мальчика были неплохие задатки по части вокала. Приходской регент Шарль Гуно — будущий автор оперы «Фауст» — включил Огюста в хор при церкви святого Роха и даже иногда поручал ему сольные партии. Но Ренуара-старшего не прельщала песенная карьера для сына, и он решил развивать в нем его художественные таланты. И когда в 1854 году пришло время отдать подростка в учение, отец устроил Огюста на фабрику фарфора братьев Леви, где тот начал заниматься росписью изделий. По вечерам будущий художник посещал школу живописи.

В 1858 году, когда фарфоровая мастерская закрылась, Ренуару пришлось заниматься росписью штор. Эта работа неплохо оплачивалась и молодой художник смог скопить небольшой капитал, необходимый для поступления в Академию художеств.

В начале 1861 года Огюст успешно сдает вступительные экзамены в Академию и записывается в мастерскую Глейра. Именно в Академии Ренуар завел дружбу с другими прославленными художниками: Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем и Клодом Моне.

После окончания учебы в 1864 году молодой художник вступил в активный период своего творчества. Первые шаги Ренуара в искусстве типичны для будущего импрессиониста. В его ранних картинах желание видеть современность по-новому соединяется с ощутимым влиянием предшественников.

В 1866 году Ренуар написал довольно большую по размерам картину «Кабачок матушки Антони», в какой-то степени программную для раннего периода его деятельности. В ней он попытался, как можно точнее изобразить как бы случайно возникшую ситуацию, выхваченную из потока современной жизни.

В начале 1870-х годах полотнами Ренуара заинтересовался крупнейший в Париже торговец картин — Дюран-Рюэль, оказавший впоследствии художнику значительную поддержку в трудные для Ренуара годы.

В 1872 году Ренуар вместе со своими товарищами по Академии создает «Анонимное кооперативное товарищество». Целью этого объединения являлась поддержка независимых художников и организация выставок их картин. Первая выставка товарищества открылась 15 апреля 1874 года и окончилась провалом для организаторов, получивших презрительное прозвище «импрессионисты».

После выставки для Ренуара начался сложный период жизни, и спасало его только то, что помимо пейзажей он прекрасно рисовал портреты, заказы на которые позволяли художнику прокормить себя.

В трудные времена Ренуар всегда чувствовал поддержку близких ему людей: своего брата Эдмона, который являлся издателем журнала «Ла ви модерн», и владельца еженедельника Жоржа Шарпантье. В его доме Ренуар познакомился с Эмилем Золя, братьями Гонкур и Ги де Мопассаном.

Несмотря на многие трудности, именно период 1870 — начала 1880-х годов стал наиболее активным в судьбе художника. «Ложа» (1874), «Большие бульвары» (1875), «Прогулка» (1875), «Качели» (1876), «Бал в Ле Мулен де ла Галетт» (1876), «Портрет Виктора Шоке» (1876), «Первый выезд» (1876), «Выход из консерватории» (1877), «Мадам Шарпантье со своими детьми» (1878), «Чашка шоколада» (1878), «Зонтики» (1879), «На террасе» (1879), «Бульвар Клиши» (1880), «Завтрак гребцов» (1881) — далеко не полный список созданного за эти годы Ренуаром.

Сюда вошли практически все лучшие его работы, выполненные в разных жанрах. Здесь и пейзажи, и натюрморты, и обнаженная натура, и портреты, и бытовые сцены.

В 1879 году художник познакомился со своей будущей женой, Алиной Шариго — соседкой по улице, позировавшей ему для картины «Гребцы в Шату».

В 1881 году Ренуар совершил путешествие в Алжир, где он написал картины «Арабский праздник» и «Банановые плантации». После возвращения и недолгого пребывания во Франции, художник вновь отправился в путешествие, на этот раз в Италию, где он находился до января 1882 года. В период своего пребывания в Италии, Ренуар за один сеанс написал портрет Вагнера во время встречи с композитором.

В 1887 году Огюст Ренуар написал одну из самых известных своих картин «Большие купальщицы», вызвавшую много споров у критиков.

В апреле 1892 году Ренуар вступил в официальный брак с Алиной Шариго. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году, а после свадьбы у них появились еще два сына — Жан, родившийся в 1894 году, и Клод, родившийся в 1901 году и запечатленный на многих полотнах Ренуара.

Через месяц после свадьбы в картинной галерее Дюран-Рюэля состоялась «Полная выставка всех картин» Ренуара, где художнику пришло долгожданное признание, а картина «Девушки у рояля» (1892) была закуплена для Люксембургского музея.

С середины 1890-х годов здоровье художника ухудшилось, давал знать о себе артрит — родовая болезнь Ренуаров. И в 1903 году живописец вместе со всей семьей перебирается в усадьбу «Колетт», расположенную на юге Франции.

На некоторое время болезнь отступила, но с 1910 года вновь начались осложнения. Перед тем как начать писать, художника усаживали в кресло на надувную подушку: от сидения воспалялась кожа. Кисти и палитру клали ему на колени: он не мог бы удержать ее в руках. Полотняными полосками обматывали его пальцы, скрюченные болезнью. Наконец, между большим и указательным пальцами просовывали кисть.

С 1914 года Ренуар начал заниматься скульптурой. В этом ему способствовал его помощник — скульптор Ришар Гвино, выполнявший все указания Ренуара и воплощавший идеи художника в глине.

В июне 1914 года президент Франции Раймон Пуанкаре торжественно открыл выставку импрессионистов в Лувре. Успех тех, кого 40 лет назад на выставке «Анонимного кооперативного товарищества» осмеяла общественность, на этот раз был безоговорочным.

Но радость Ренуара было омрачена смертью любимой жены, скончавшейся в июне 1915 года.

После смерти жены художник стал жаловаться на мучивший его бронхит и приступы простуды. Но, несмотря на болезни, живописец вновь взялся за кисть и начал работать, из-под его руки выходили десятки картин, и именно в этот период Ренуар создал один из самых выдающихся своих шедевров — картину «Купальщицы» (1918).

Но здоровье Ренуара становилось все хуже, и 2 декабря 1919 года живописец умер. В 1960 году дом художника в «Колетт» был превращен в музей.