Posted 17 марта 2021,, 13:45

Published 17 марта 2021,, 13:45

Modified 30 марта, 12:08

Updated 30 марта, 12:08

В Киеве, Донецке и Луганске все громче бряцают оружием

17 марта 2021, 13:45
На Украине усиливаются евроатлантические настроения. Это прямо связано как с ростом популярности националистов, так и с обострением в Донбассе.

Социологическая компания Liberty Report недавно провела опрос и выяснила, что большинство жителей Украины одобряет идею вступления страны в Евросоюз и НАТО. Вхождение в ЕС поддержали 69% респондентов, неодобрение высказали 25%, еще 6% не определились со своей точкой зрения. При этом «за» сказали 75% украинских мужчин и 66% женщин. Прозападные устремления падали в зависимости от возраста: среди молодых людей таких было 80%, однако и 53% граждан, преодолевших 60-летнию отметку, хотели того же.

Вступление Украины в НАТО поддержали 57% опрошенных, не одобрили — 36%, не определились 7%. По этому вопросу одобрение также снижается в соответствии с возрастом: от 72% в возрастной категории 18-29 лет до 43% среди тех, кто старше 60-ти.

Важно понимать, что речь тут идет об одобрении или неодобрении вполне официальной политики, уже закрепленной в Конституции страны. Однако два года назад, когда во власть прорывался Владимир Зеленский, эта поддержка была куда более низкой. Украинское общество действительно устало от войны, а глава комик-группы «Квартал 95» предлагал простое решение: «Надо просто перестать стрелять». И добавлял: «Я вижу мир в глазах Путина». Через год стало понятно, что простые решения не работают, и война продолжается даже несмотря на прямые запреты открывать огонь. А Зеленский уже не говорил, что именно он «видит в глазах Путина».

Ну, а к началу 2021-го украинцы вдруг осознали, что 30-летие независимости своей страны они встретят без Крыма и с войной на востоке, а президент занимается тем же, чем и 10 лет назад: пишет видосики и смешит публику. Результатом этого понимания стал рост рейтингов как у партии Петра Порошенко «Европейская солидарность», так и у более радикальных националистов. Кстати, в последнее время они отлично взаимодействуют. Так, например, недавно кандидат от «Евросолидарности» в Прикарпатье, известная на Украине волонтер Маруся Зверобой снялась в пользу представителя партии «Свобода» Руслана Кошулинского, который, кстати, на предыдущих выборах был кандидатом в президенты от ультранационалистов.

Еще один фактор, который увеличивает на Украине количество сторонников евроатлантического курса: после почти полугода затишья в Донбассе все чаще нарушается соглашение о прекращении огня, в чем Киев, понятно, винит «боевиков». Прошедший февраль выдался особенно кровавым: погибли 11 украинских военных. Таких больших потерь за один месяц не было с прошлой весны. Ну, а с новостей вроде «В субботу на Донбассе было зафиксировано 10 нарушений режима прекращения огня, ранены двое украинских военных» начинается каждая утренняя информационная программа.

Конечно, в Донецке и Луганске ситуацию видят в зеркальном отражении и говорят об участившихся обстрелах со стороны вооруженных сил Украины. Да и новости про «украинские танки, движущиеся к Донбассу» появляются там регулярно. Вот пример выпуска донецких новостей за 12 марта: «Вооруженные формирования Украины за минувшую неделю 24 раза нарушили комплекс дополнительных мер по усилению и контролю режима прекращения огня. … В ходе обстрелов противник применял 120- и 82-мм минометы, различные типы гранатометов и стрелковое оружие».

Не самый надежный, но хоть какой-то способ прояснить правду — отчеты наблюдателей ОБСЕ, находящихся на линии фронта. Они свидетельствуют: в большинстве случаев первыми открывают огонь «сепаратисты», украинская армия — отвечает.

На протяжении последних двух месяцев в роли главного «ястреба» с украинской стороны неизменно выступает первый президент страны, глава делегации в Тресторонней контактной группе Леонид Кравчук. Так, в середине февраля он сказал: «Отдельные районы Донецкой и Луганской области сегодня не считают себя Украиной, и цель главарей, тех людей, которые там, так называемых руководителей, довольно откровенная и открытая. Они хотят строить государства и трансформироваться в Россию». После чего заявил, что Российская Федерация сделала из Крыма и территорий Донецкой и Луганской областей крупную военную базу.

А ровно месяц спустя, 15 марта, в эфире телеканала «Украина 24» Кравчук отметил, что вариант полномасштабной войны с Россией не исключен. По его мнению, это возможно в том случае, если Москва не пожелает ограничить свои аппетиты. Кроме того, по его мнению, в конфликт на востоке Украины должны вмешаться США. Однако Россия, считает экс-президент, может заблокировать привлечения американской стороны к переговорам в нормандском формате. «Но тогда вопрос: а какие основания у России? Она не может просто сказать, что не хочет, а должна дать аргументы. Но я убежден, что США должны участвовать в этом вопросе, так как конфликт на Донбассе — это не только украинский и европейский вопрос, это вопрос возможного широкомасштабного конфликта, если Россия не остановится», — сказал Кравчук.

Тем временем, насколько можно судить по последней поступающей информации, в ДНР и ЛНР готовятся к серьезному военному обострению. 17 марта создатель бригады «Восток» ополчения ДНР Александр Ходаковский сообщил, что «ветераны готовы вернуться на передовую. «Чувствуя надвигающуюся угрозу, приходят ветераны-ополченцы и говорят: мы готовы. Даже те, чье состояние по здоровью требует от них сидеть тихо и дышать размеренно. На вас вся надежда, «старики»: если не вы, — то кто?» — написал Ходаковский в своем телеграм-канале.

Накануне были обнародованы данные Главного управления разведки Минобороны Украины. Из них следует, что соединения и части первого и второго армейских корпусов оперативной группировки войск ЛДНР приведены в повышенную степень боевой готовности. «Личный состав противника отозван из отпусков, досрочно отправлены в места прохождения службы лица, которые находились на лечении в медицинских учреждениях, осуществляется пополнение боеприпасами передовых подразделений. В то же время, среди личного состава оккупантов и местного населения распространяются слухи о вероятности начала боевых действий с возможным их перерастанием в полномасштабный военный конфликт во время проведения в Крыму 17–18 марта мероприятий по случаю очередной годовщины оккупации полуострова с участием в них высшего российского государственного и военного руководства», — говорится в сообщении.

В общем, обстановка понемногу накаляется. Порошенко и Зеленский борются за прозападных избирателей, а украинцы в целом разуверились в возможности мирным путем решить проблему с мятежными регионами. (Кстати, если говорить о настроениях избирателей: действующий президент по-прежнему побеждает любого соперника во втором туре, а «пророссийский кандидат», несмотря на растущий рейтинг, не имеет шансов возглавить Украину.)

По другую сторону линии фронта Донецк и Луганск тоже оказались в тупике: семь лет назад их население ждало быстрого и легкого вхождения в состав РФ, а теперь понимает, что Москве они нужны лишь как способ постоянного давления на Украину. При этом Кремль не собирается ни инвестировать деньги в разрушенные и разворованные ДНР и ЛНР, ни признавать их суверенитет, раз уж речь не идет о вхождении в состав России. И это порождает озлобленность, которая ищет себе выхода.

Кирилл Карасев, Киев