Posted 13 апреля 2021,, 08:17

Published 13 апреля 2021,, 08:17

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

На Украине объявился то ли «черт», то ли кандидат в президенты

13 апреля 2021, 08:17
Вечный глава МВД «Незалежной» Арсен Аваков уже не в первый раз показал, что ему тесно в своем нынешнем кресле.

Уже пару недель по украинским соцсетям гуляет картинка-мем: потешный черт из старых советских экранизаций Гоголя гневно вопрошает: «Какой я вам Аваков?!» Это отсылка к популярному в последнее время лозунгу уличных акций: «Аваков — черт!» Необычно здесь то, что еще совсем недавно министр внутренних дел Украины через ряд националистических группировок сам полностью контролировал уличную активность — причем не только в столице. Но, похоже, от «вечного министра» в стране устали все. И сам он оказался перед непростым выбором: то ли продолжать держаться за свою должность, то ли уходить в политику.

В конце марта сперва в телеэфире, а потом на своей странице в Facebook, Арсен Аваков сделал несколько провокационных заявлений. Например, о том, что русский язык не принадлежит Российской Федерации, и Украине стоит приветствовать развитие «своего русского», на котором говорят миллионы граждан страны. Глава МВД указал на тот факт, что на русском говорят и понимают его около 300 миллионов людей в мире, и из их числа только половина живет в РФ.

«Русский язык — не торговая марка с правом полного распоряжения! Любой язык живет и развивается в мире его носителей и никакими великодержавными установлениями невозможно этот процесс ни остановить, ни запретить, — подчеркнул Арсен Аваков, отметив, что „старший“ по происхождению украинский язык безусловно богаче, образней и ярче русского, и только он должен быть государственным. — Но нашей украинской культуре принадлежит и весь корпус литературного наследия наших классиков, в том числе, писавших на русском. Почему мы, украинцы, должны отказываться от языка Гоголя, Квитки-Основьяненко, Шевченко, Носова, Зощенко, Булгакова, Виктора Некрасова и сотен других прекрасных украинских русскоязычных писателей?»

Напоследок глава МВД назвал себя русскоязычным украинским националистом и заявил, что «мы должны приветствовать развитие НАШЕГО русского языка, на котором говорят миллионы украинцев, и давать ему возможность свободно развиваться». Кроме того, считает он, русский нужен для контрпропаганды в условиях «гибридной войны, развязанной против Украины путинским режимом».

Это было заведомой провокацией для России — вспомним тезис «Где православная вера и русский язык — там русский мир». Фактически министр напомнил, что в окопах на востоке страны сидят как раз русскоязычные православные, которые этого самого «русского мира» в своей стране не хотят.

Но это была провокация и в адрес Украины, точнее, национально-ориентированной части общества и популярных у нее политиков (прежде всего — Петра Порошенко). Как раз у этих людей очень противоречивое отношение к Авакову. С одной стороны, мало кто сделал больше для противодействия сепаратистам на востоке и пророссийским силам по всей стране, чем он. К тому же Аваков смог провести действительно успешную реформу полиции (уровень доверия к патрульным полицейским сегодня в Украине очень высок) и преобразовать «убитые» внутренние войска в очень эффективную и хорошо оснащенную Национальную гвардию.

С другой стороны, многие его действия сомнительны. Начиная от коммерческой деятельности самого Авакова и его сына, и заканчивая стремлением иметь собственные парамилитарные отряды. В их роли выступают выходцы из добровольческих батальонов и различные ультраправые, объединенные вокруг запрещенной в РФ организации «Национальный корпус» и ее многочисленных сайд-проектов, которые «вечный министр» (Аваков занимает свое кресло с февраля 2014-го) успешно использует для решения самых разнообразных политических вопросов (а злые языки говорят — что и для коммерческого рейдерства).

В России, конечно, заявление Арсена Авакова на тему русского языка вызвало очень неоднозначную реакцию. С одной стороны — негодование, что такой открытый русофоб предъявляет претензии на «великий и могучий». С другой — некоторые аналитики увидели в этом «сигнал» о готовности к контактам. Дескать, Аваков хочет сделать самостоятельную политическую карьеру, подает заявку чуть ли не президентство и потому прощупывает почву. Как в плане возможности воздействовать на русскоязычных жителей Украины, так и готовности находить общий язык с Россией.

«Свежее самоопределение Авакова как „русскоязычного патриота“ преследует вполне конкретную политическую цель. Министр внутренних дел ищет свою будущую политическую нишу, которую он попробует занять после отставки со своего поста и, вполне вероятно, после смены нынешней власти, — считает украинский политобозреватель Денис Захаров. — Речь идет о немалой части населения крупных южных и восточных городов, которые не являются „ватой“ и имеют вполне конкретные проукраинские взгляды, но говорят по-русски. Часть из них прошла войну, помнит, как Аваков ездил на фронт в 2014-м, создавал Нацгвардию и т. д. Если министру удастся занять упомянутую нишу (а если с смотреть с политологической точки зрения — она для него довольно органична), то он обеспечит свое политическое будущее еще надолго после ухода из МВД, и даже утраты влияния в нем».

А вот в президенты, как пояснил эксперт «Росбалту», Арсен Аваков не метит — у него для этого слишком высокий антирейтинг. Отношения с националистами окончательно испорчены «делом Павла Шеремета», по которому с подачи министра были громко арестованы несколько очень уважаемых в среде патриотов людей. Тогда Аваков анонсировал, что дело об убийстве журналиста Шеремета «практически раскрыто», и даже привел на пресс-конференцию Владимира Зеленского, который повторил то же самое. В итоге следствие заглохло, доказать вину подозреваемых не удается, зато они, сидящие под арестом уже больше года, стали настоящими иконами как для ветеранов войны на Востоке, так и среди молодежи — их портреты рисуют на стенах домов в Киеве.

Недавний социологический опрос, проведенный группой «Рейтинг», показал, что на Украине Арсену Авакову доверяют 22% респондентов, не доверяют — 68%. Тем не менее, глава МВД продолжает совершать поступки, которые привлекают к его фигуре внимание общественности.

Многие помнят, как пару лет назад он вдруг выдвинул собственную экономическую программу, а год назад — боролся с лесными пожарами. Теперь вот — заявление о русском языке, а уже после него Аваков неожиданно потеснил министра иностранных дел, занявшись организацией визита Владимира Зеленского в Катар. Куда, кстати, демонстративно поехал и сам Аваков: там он с местным коллегой подписал меморандум о сотрудничестве в сфере предотвращения и борьбы с преступностью.

Одним словом, все выглядит так, что Арсен Аваков готовит себе «запасной аэродром» в украинской политике — все чаще всплывает инсайдерская информация о том, что его дни в должности министра сочтены. Но не стоит удивляться, если буквально на следующий день после отставки он возглавит новосозданную партию с электоратом от Харькова и Днепропетровска до Одессы и Николаева. Партия эта, скорее всего, объединит в своих рядах таких же как Аваков «русскоязычных украинских националистов», но точно не станет «пророссийской». Будут ли у нее шансы пройти в Раду — сказать трудно, но голоса у других, «традиционных» националистов, она наверняка отхватит, сыграв на руку тем, кто выступает за «дружбу» с РФ.

Кирилл Карасев, Киев