Posted 23 апреля 2021,, 15:22

Published 23 апреля 2021,, 15:22

Modified 30 марта, 11:50

Updated 30 марта, 11:50

Анатомия слухов: как Чехия одолела Россию

23 апреля 2021, 15:22
Почему возникло ощущение, что Москва сдалась Праге, кто организовал этот скандал и помогали ли Кремлю немцы?

Чешско-российский конфликт стал одной из главных тем недели, достойно соревнуясь по информационному резонансу с посланием Владимира Путина, массовыми протестами и маневрами российских войск на границах с Украиной.

Противостояние Праги и Москвы началось на минувших выходных и потом практически каждый день появлялись какие-то горячие новости. В итоге в четверг страны договорились о паритете — одинаковом числе дипломатов, которые останутся работать в посольствах обеих стран. Однако конфликт еще может вспыхнуть с новой силой.

Тут стоит напомнить, что главной претензией чешской стороны были вовсе не российские дипломаты. Москву обвинили в том, что сотрудники военной разведки РФ, включая Анатолия Чепигу и Александра Мишкина (они же знаменитые Петров и Боширов, обвиненные британскими властями в отравлении Сергея Скрипаля ядом «Новичок»), в 2014 году взорвали склад военного имущества в местечке Врбетице на территории Чехии. Эта история сейчас отошла на второй план, но всегда может вернуться на первый — ведь расследование все еще идет, причем активно.

Кто «натравил» чешские власти на Россию?

История со взрывом стала началом скандала, который никто не ждал. Включая, надо сказать, и само чешское руководство. Насчет причин столь необычно жесткой позиции, которую заняли чехи, слухи ходят самые разные. В Москве, конечно, с большим удовольствием готовы поверить в то, что это американцы передали Праге информацию по Петрову и Боширову, вынудив начать дипломатическую войну с Россией.

Однако гораздо достовернее выглядит версия, согласно которой чешские власти неспешно вели расследование взрывов, откладывая на потом решение вопроса, что делать с его скандальными результатами. И тут они узнали, что опубликовать эту информацию хотят журналисты-расследователи. Ситуация грозила выйти из-под контроля и чешское правительство ринулось на историческую пресс-конференцию, чтоб сохранить за собой инициативу.

Впрочем, ни одна, ни другая версии не объясняют, почему из Праги решили выслать рекордное число дипломатов — сразу 18, которые, по данным чешской стороны, являются коллегами Петрова и Боширова. Кстати, слухи о том, что Чехия используется как чуть ли не главный хаб российской агентуры в Европе, среди местных жителей ходили давно.

Интересны также разговоры, будто для России чешская атака вовсе не стала неожиданностью. Есть версия, что до того, как скандал перешел в публичную плоскость, велись некие закулисные консультации, в ходе которых Москва якобы даже могла предлагать замять скандал путем неформальной компенсации причиненного взрывом ущерба. Но эту схему как раз и сорвали (случайно или намеренно) журналисты-расследователи, пригрозив чешским властям первыми обнародовать информацию.

Если какие-то консультации такого рода и правда имели место, то это равнозначно признанию вины. Впрочем, в Москве, как ходят слухи, не слишком по этому поводу переживают. В конце концов, пытаясь слегка снизить накал страстей, и чешский премьер Андрей Бабиш открытым текстом сказал, что взрывы не были терактом, направленным против Чехии, а их целью было военное имущество, уже проданное болгарской фирме. Кстати, ее владелец Емельян Гебрев был, по версии болгарской прокуратуры, отравлен «Новичком» всего через полгода после взрывов в Чехии.

Впрочем, и Бабишу пришлось извиниться за свое заявление, и в Москве публично такие вещи проговаривать никто, конечно, не станет. Тот факт, что диверсия могла быть направлена, в конечном итоге, против Украины, никак не оправдывает гибель при взрыве двух чешских граждан. Кто бы там, пользуясь выражением чешского премьера, ни «напортачил» на этом складе.

Укол за укол

Другая группа слухов связана с намерением чешского вице-премьера и главы МВД Яна Гамачека, исполнявшего в дни кризиса еще и обязанности главы МИД, поехать в Москву для переговоров о поставках в Чехию вакцины от ковида «Спутник V». Гамечек, напомним, вместо России отправился как раз на ту самую сенсационную пресс-конференцию, где рассказали про взрывы и назвали имена Боширова и Петрова.

Сам политик говорит, что подготовка визита в РФ была операцией прикрытия. Но от кого? Ввести в заблуждение Кремль, чтобы он не помешал проведению пресс-конференции чешского премьера Андрей Бабиша? Сомнительная, мягко говоря, версия.

Так что неудивительно, что пошли слухи, будто Гамачек и правда хотел ехать в Россию, но вынужден был срочно отменить поездку, потому что сам узнал о расследовании только в последний момент. По другой версии, он все же пытался ввести кого-то в заблуждение — но только не в Москве, а в Праге. Кого-то, кто мог помешать обнародованию данных расследования.

Вот только кто бы мог встать на пути у главы МВД? Ну, разве что министр обороны, премьер-министр, который сам был на пресс-конференции или президент Милош Земан, которого регулярно критикуют в Чехии за слишком дружественные отношения с Кремлем и откровенное лоббирование интересов России.

Евросоюз затягивает в водоворот высылок

Еще один сюжет, породивший немало слухов, это дипломатическая война, в которой увязли ЕС, России и Чехии. Объявив о высылке российских дипломатов, чешские власти, как они заявляли, начали работу с партнерами по ЕС и союзниками по НАТО. Первыми о поддержке заявили США и Латвия, чуть позднее — Великобритания. Потом пошли заявления от других европейских государств. Но совершенно без конкретики.

Возникли предположения, что Германия давит на Чехию, чтобы та поскорее сворачивала конфликтную ситуацию. Ходили также слухи, что Москва использует в ЕС свое влияние и доказывает, что обвинения со стороны Праги то ли беспочвенны, то ли, что еще интереснее, за произошедшее чешской стороне давно была предложена вполне достойная компенсация. Однако Чехия продолжала настаивать на солидарной поддержке со стороны ЕС — такой, какую в 2018 году получила Великобритания после дела Скрипаля.

Брюссель, однако, продолжал упираться. Якобы активнее других против каких-то санкций или новых высылок дипломатов был глава евродипломатии Жозеп Боррель. С ним солидарно выступала и Германия. Это главный торговый партнер Чехии, к которому она не может не прислушиваться.

Ситуация частично изменилась только после того, как Россия завершила учения на границах с Украиной и начала отводить войска. Страх спровоцировать куда более серьезный конфликт утих, аргументы в стиле «не надо раздражать Кремль» перестали работать.

Первой солидарность проявила Словакия, выслав трех российских дипломатов. Еще четверых отправили домой Латвия, Литва и Эстония. Москва ответила словакам аналогичной высылкой и обещала также поступить с балтийскими странами. Причем, ходят слухи, что Кремль отказался от эскалации конфликта и больше не будет, как это было с Польшей, а затем с Чехией, вопреки дипломатическим традициям, использовать формулу «плюс два», то есть при ответной высылке дипломатов к любому числу прибавлять еще двоих.

Значит ли это, что Москва испугалась? По одной версии, нет — наблюдаемая разрядка связана с согласием Джо Байдена лично встретиться с Владимиром Путиным. Кремль якобы решил все же согласиться на этот саммит, после чего была дана команда на деэскалацию.

По другой версии, с Байденом еще ничего не решено, просто Владимир Путин зачитал послание парламенту, переключился на другие дела и обнаружил, что его подчиненные втянулись в совершенно непродуктивный скандал. Так что президент велел МИДу быстренько «сворачивать» все это.

Наконец, по третьей версии, Германия и Франция сообщили России, что она своим упорством в итоге добьется солидарной с Чехией акции со стороны всего Евросоюза, включая и новые санкции. И Москва предпочла начать деэскалацию дипломатического конфликта.

В любом случае, пока на западном направлении российской внешней политики налицо смягчение позиции Кремля. Правда, как ходят слухи, временное. Просто ту же Чехию решено наказать позднее, когда не будет так много осложняющих совпадений. Ну а пока самооценку Кремль будет поднимать разными пропагандистскими античешскими фильмами, вбросами мемов с соцсетях и т. д. Подготавливая общественное мнение в России к новому конфликту.

Иван Преображенский, Прага