Posted 27 мая 2021,, 09:45

Published 27 мая 2021,, 09:45

Modified 30 марта, 11:38

Updated 30 марта, 11:38

Россия стала единственным спасением для Армении?

27 мая 2021, 09:45
В каком отчаянном положении находится РА, говорит уже тот факт, что в республике призывают расширить «ненавистное» военное присутствие Вооруженных сил РФ.

Мало кто ждал от трехстороннего заявления, подписанного в ноябре прошлого года лидерами России, Армении и Азербайджана о прекращении военных действий в зоне карабахского конфликта, его полного урегулирования. Да, Армения возвращает Азербайджану оккупированные территории, стороны уже не воюют, российские миротворцы контролируют ситуацию. Хотя во вторник, по данным Минобороны Армении, азербайджанская сторона обстреляла приграничный участок в Гегаркуникской области, в результате чего погиб военнослужащий-контрактник.

Минобороны Азербайджана категорически опровергло информацию армянской стороны об обстреле и заявило, что по имеющимся у него данным «военнослужащий погиб в результате несчастного случая», и что по этому вопросу оборонное ведомство АР находится в постоянном контакте с соответствующими российскими структурами.

В общем, до полного спокойствия еще далеко хотя бы потому, что соседям предстоит сложный процесс демаркации и делимитации границы. Первый тревожный «звоночек» уже прозвучал, и вряд ли бы он быстро смолк без вмешательства России. Речь об инциденте — к счастью, не вооруженном — на границе АР и РА, когда азербайджанские военнослужащие, по утверждению армянской стороны, пытались закрепиться в районе Черного озера (Сев лич) в Сюникской области и в направлении села Кут Гегаркуникской области. В посредники для переговоров опять призвали Россию, и можно считать, что ситуация на границе контролируется. Но Армения утверждает, что азербайджанские военные все еще находятся на ее территории, просит военную помощь у Москвы и непонятно еще какую — у ОДКБ.

В частности, бывший губернатор Сюника, глава партии «Возрождающаяся Армения» Ваге Акопян уверял, что на территории РА находится сейчас «более одной тысячи солдат ВС Азербайджана». «Если и дальше так пойдет, то боюсь, что сюникцы попросту смирятся с мыслью нахождения на их территории вражеских войск», — сказал он. По его мнению, власти и министерство обороны Армении постепенно теряют контроль над ситуацией, и переговоры заходят в тупик.

Ситуация на границе отразилась на внутриполитической обстановке в Армении, в которой, наконец-то, после ломания множества копьев, на 20 июня были назначены внеочередные парламентские выборы. Теперь же часть влиятельных политических сил требует их отмены. Так лидер партии «Просвещенная Армения» Эдмон Марукян мотивирует невозможность проведения выборов тем, что «на суверенной территории республики наращивается число войск противника».

На недавнем съезде партии также прозвучала мысль о необходимости дислокации российского воинского контингента в Сюникской области и вообще расширения военного и военно-технического сотрудничества между РФ и РА. Заметим, что такие инициативы выдвигает та политическая сила, которая еще недавно требовала выхода Армении из ОДКБ, ЕАЭС и ее интеграции с ЕС. Соответственно, и вывода российской военной базы из Гюмри. Москве впору потирать руки и злорадствовать, то есть морально удовлетвориться. Но нужны ли ей дополнительные хлопоты в Армении и в отношениях с Азербайджаном?

Что касается ОДКБ. Премьер-министр РА Никол Пашинян рассчитывает на поддержку этой ранее ненавистной ему организации, говорит, что она делает все возможное для предотвращения войны политическими средствами. Но, заметим, при этом повторение вооруженных провокаций на границе совершенно не исключено — хотя бы с целью вовлечь в них Россию, не стремящуюся физически вступать в армяно-азербайджанские разборки. Помочь с демаркацией границы –пожалуйста, а все остальное — извольте угомониться. Приблизительно так на простом языке можно объяснить позиции ОДКБ и РФ. Ереван явно ими не удовлетворен.

Между тем демаркация — дело сложное, и полной объективности в нем быть не может по определению. Вопрос может решиться только при наличии политической воли и умения идти на компромиссы. Только вряд ли это возможно в условиях правления Пашиняна, которого армяне уже стали обвинять, в контексте еще не существующей договоренности по границе, в «распиле территории за спиной народа».

Пожалуй, самую разумную позицию в вопросе границы занял депутат парламента Ваге Галумян. Как передает агентство «Новости Армении», он указал на то, что в Тавушской области республики есть, судя па картам, азербайджанские земли, находящиеся под контролем Еревана, равно как есть армянские территории, находящиеся под контролем Баку. «До сих пор воевали, а теперь нужно вести переговоры», — резюмировал он.

Рабочие группы сторон по дележу территорий уже формируются, однако не факт, что их нормальной работе не помешает обострение внутриполитической ситуации в Армении. Нормализоваться ей не дает то одно, то другое обстоятельство, часто откровенно высосанное из пальца. Сейчас вот часть оппозиции пытается не только сорвать выборы, но и настоять на том, чтобы Пашинян не подписывал никаких документов, пока в республике не будет сформирована новая власть. И определенная доля логики в последнем условии есть. Но если выборы отложат и «новой власти» не будет, получается, что вопрос границы повиснет в воздухе. Словом, внутриполитическая жизнь в Армении полна противоречий, и надо думать, что это надолго.

Между тем такое положение «заряжено» значительными угрозами не только мирному урегулированию собственно армяно-азербайджанских отношений, но и региональной безопасности, а также подрыва имиджа России и ОДКБ едва ли не в мировом масштабе. То есть, поскольку Москва и ОДКБ не склонны бряцать оружием в защиту армян, которым сейчас, по большому счету, грозят только их внутренние разборки, Запад усмотрит в этом «неспособность» России к восстановлению мира в зоне ее фактической ответственности. Это повлечет за собой ослабление армяно-российских отношений, новую волну дискредитации Москвы в глазах армян, которых Запад на словах активно поддерживает и вряд ли желает ухода Пашиняна как легко управляемой фигуры.

С другой стороны, такой сценарий в действии укрепит позиции Турции как активного игрока в регионе Южного Кавказа. И хоть Анкара сейчас не находится в фаворе у Запада, неизвестно, какую роль она будет играть впоследствии — все будет зависеть от быстро меняющейся глобальной политической конъюнктуры.

А что же Азербайджан? Думается, он стабильно будет оставаться в выигрыше, несмотря на периодические «наезды» на него Запада, в том числе, на почве «армянского вопроса», поскольку власть в АР сильна и устойчива, и никаким внутриполитическим разборкам, влияющим на безопасность страны, здесь не дают разгуляться. Кроме того, у Азербайджана достаточно дееспособная армия, поддерживаемая Турцией: звать Москву на военную защиту она не станет. То есть Баку отвел России роль посредника и партнера, но не «вершителя судеб».

По словам президента Ильхама Алиева, он абсолютно уверен в возможности достижения мирного соглашения с противной стороной за короткое время. «Главная проблема, — сказал он, — это отсутствие политической воли со стороны Армении». По его словам, если мирное соглашение с ней будет подписано, неотъемлемой частью этого документа будут вопросы, связанные с «безопасностью, неприменением силы, принятием реалий, связанных с текущей ситуацией». При этом Алиев, как он сам заявил, понимает, что в Армении сейчас — «чувствительная ситуация», и необходимо дождаться проведения в ней парламентских выборов.

Он пояснил: «Если сегодня кто-то будет говорить в Армении о мирном договоре с Азербайджаном, это не придаст этому человеку популярности. Так что больше ясности будет после выборов». Тут стоит добавить, что отложенные выборы будут способствовать подрыву мирного процесса и подписанию соответствующего договора — в таком случае, Еревану придется пенять только на себя, а не апеллировать к России, ОДКБ, рассылать письма ведущим мировым игрокам с просьбой повлиять на Баку.

Под мирным договором Алиев подразумевает признание сторонами территориальной целостности друг друга «в рамках имеющихся международных границ», то есть «они (противная сторона) должны отказаться от всех усилий о статусе Нагорного Карабаха». И если мирное соглашение будет достигнуто, то, заверил Алиев, следующим этапом станет свободная торговля между тремя южно-кавказскими республиками. Президент Азербайджана ждет «положительного ответа со стороны Армении».

Предложение адекватно реальности — не только для Еревана, Баку, Южного Кавказа в целом, Турции, но и для Москвы. Быть и дальше втянутой в армяно-азербайджанский конфликт ей явно не улыбается, даже если это обеспечит разрастание и без того широкого военного присутствия РФ на Южном Кавказе.

Ну, а о том, что до урегулирования в регионе еще далеко, говорит сегодняшнее пленение шестерых армянских то ли «диверсантов» (по версии Баку), то ли «военных, проводящих инженерные работы» (версия Еревана).

Ирина Джорбенадзе