Posted 16 июня 2021,, 06:33

Published 16 июня 2021,, 06:33

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

Что же «выгрызла» Украина у НАТО

16 июня 2021, 06:33
Накануне женевской встречи Путина и Байдена в Киеве услышали почти все, что хотели бы: на саммите Альянса в Брюсселе подтвердили, что там «Незалежную» ждут.

У дверей НАТО

14 июня была обнародована итоговая декларация саммита НАТО. В ней, в частности, сказано, что решение Бухарестского саммита 2008 года о будущем членстве Украины в Альянсе остается в силе. Но для Киева главное — продолжать реформы, а также «полностью использовать уже имеющиеся у него инструменты для достижения членства».

«Мы поддерживаем решение, принятое на Бухарестском саммите, что Украина будет членом Альянса с Планом действий в отношении членства (ПДЧ) как неотъемлемой частью процесса», — сказано в тексте. Правда, некоторым разочарованием для Киева стало то, что Украине еще предстоит долгая подготовка, а вот Грузию принять в Альянс якобы готовы чуть ли не завтра. Но ведь и с Россией она начала «воевать» значительно раньше, чем Украина.

Зато за два дня до встречи в Женеве, президент США Джо Байден не исключил возможности вступления Украины в НАТО, несмотря на продолжающуюся войну в Донбассе. Это важное заявление: традиционно в организацию стараются не принимать страны, имеющие даже незакрытые территориальные вопросы и уж тем более ведущие войну на собственной земле, поскольку это грозит дестабилизацией всему Альянсу. Однако относительно Украины Белый дом, кажется, готов навязать НАТО собственную повестку, если это только не было повышение ставок перед встречей с Владимиром Путиным. (Впрочем, у Грузии примерно та же ситуация, однако ее готовы взять в Альянс, не считаясь с мнением России.)

Однако же Байден особо оговорился: Украину позовут в НАТО, если она сможет решить вопрос с коррупцией. «Соответствие критериям — вот в чем дело. Во-первых, надо избавиться от коррупции… Ситуация непонятная, предстоит понять это в будущем, а пока мы будем делать все возможное, чтобы Украина была в состоянии сопротивляться физической агрессии России», — заявил президент США в Брюсселе. Вряд ли Украине избавиться от коррупции проще, чем вернуть Донбасс, но ведь оценку будут давать в Брюсселе и Вашингтоне. Так что есть варианты: могут завтра заявить, что все в порядке, а могут не сделать этого «никогда».

Напомним, что одновременно с этим президент Украины Владимир Зеленский дал интервью Reuters, Associated Press и Agence France-Presse. В нем он заявил, что хочет услышать четкое «да» или «нет» по поводу ПДЧ от Джо Байдена, а также выразил пожелание о предоставлении более значительной экономической поддержки Украине. В НАТО Украине вступить нужно, «потому что для людей это безопасность, это защита для их детей», сказал Зеленский, выразив сожаление по поводу того, что Альянс в своем решении не определил какие-либо временные рамки.

Куда больше президента решениями, принятыми в Брюсселе, восторгался министр иностранных дел Дмитрий Кулеба. У себя в Facebook он написал: «Еще за пару дней до саммита упоминания о ПДЧ для Украины не было в тексте декларации. Мы его буквально выгрызли благодаря собственной настойчивости, честной беседе с НАТО и твердой поддержке ключевых наших друзей. … Но лучшее действие — предоставление Украине ПДЧ в 2022 году».

Евросоюз как следующий вопрос

В середине мая министры иностранных дел Украины, Грузии и Молдавии подписали меморандум о начале усиленного сотрудничества по вопросам европейской интеграции «Ассоциированное трио». Это их ответ на новую ситуацию, когда попасть в вожделенный ЕС стало сложнее.

За последние годы подход Брюсселя к расширению Евросоюза стал намного более жестким и прагматичным. Прежде считалось возможным сперва принять страну в «семью европейских народов», а уже потом проводить в ней институциональные реформы и поднимать уровень жизни. Теперь же европейцы хотят, чтобы кандидаты сами все это проделали — чтоб их присоединение к ЕС не создавало блоку дополнительных экономических и политических проблем. Это значит, что Украине, Грузии и Молдавии придется очень сильно постараться. А делать это удобнее, координируя усилия.

«Ассоциированное трио — это наш сигнал о том, что альтернативы интеграции в ЕС для стран-партнеров нет», — прокомментировал подписание меморандума глава МИД Украины Дмитрий Кулеба. В ответ Брюссель в лице спикера Европейской службы внешних связей Петера Стано поддержал подписание соглашения и заявил, что документ «позволит расширить сотрудничество трех стран с ЕС в рамках евроинтеграции как ассоциативных членов ЕС и как участников Восточного партнерства».

То есть отделался общими словами. Однако можно предположить, что в Кишиневе, Киеве и Тбилиси также хорошо понимают, что не могут рассчитывать на скорое вступление в столь желанный Евросоюз. А потому просто по ходу дела решают собственные проблемы. Такие, как расширение сотрудничества с ЕС в сфере энергетики. Молдавия и Украина, например, очень хотят присоединиться к энергосистеме ЕС, чтобы окончательно избавиться от зависимости от России.

Кроме того, все три страны не против получить деньги ЕС на развитие зеленой энергетики. Благо, европейцы, несмотря на скандалы вроде изменения тарифов на Украине, готовы инвестировать в новые технологии производства электроэнергии в соседних странах.

«Плюшки» для Украины за Nord Stream-2

Еще один аспект ситуации с сегодняшними переговорами в Женеве. В Киеве уже практически смирились с тем, что Америка больше не будет препятствовать запуску гвзопровода «Северный поток — 2». Теперь украинское руководство просто рассчитывает получить свои «плюшки» от глобальной сделки между Москвой и Вашингтоном.

В их числе — обязательства Запада по защите независимости страны, а также гарантии того, что газотранспортная система Украины по-прежнему будет востребована. Либо для транспортировки российского газа в Европу, как сейчас (тем более, что идущая через Белоруссию нитка «Ямал-Европа» скоро будет отключена), либо к украинской ГТС будет допущен газ из Средней Азии (до сих пор Россия этому противилась).

Наконец, в Киеве очень рассчитывают, что неофициальной частью сделки станет прекращение поддержки Москвой ДНР и ЛНР — это позволит их реинтегрировать в Украину.

Теперь в Киеве ждут: состоится ли в Женеве «большая сделка» между Москвой и Вашингтоном по разделу сфер влияния в Европе. Где-то в истории ХХ века мы это уже видели.

Кирилл Карасев, Киев