eye best_1 best_2 best_3 best_4 best_5 doubledot dot

В мире

Почему Эстония — не Россия, и даже не Украина

Конечно, и в этой республике многие недовольны своей жизнью, и «туристу» интересно самому разглядеть не только ее плюсы, но и минусы — если удастся.

07:05, 19.06.2021 // Росбалт, В мире

Вводная картинка
© Гурген Григорян

В советские годы, о которых вспоминаю с теплотой и благодарностью, я успел посетить почти все республики СССР (кроме Казахстана и Средней Азии). Будучи еще студентом, мы с друзьями в 1979 году побывали в Таллине, Тарту, Выру, Риге и Юрмале, лет через 10 после этого гостил и в Вильнюсе. Об этих поездках остались исключительно теплые воспоминания.

В последние годы, уже живя на Украине, география моих путешествий приросла европейскими странами, но и о старых знакомых не забываю. Часто навещаю свою родину — любимую Грузию, где встречаюсь со своими друзьями и отдыхаю. Реже бываю на исторической родине — Армении. Приходилось жить и работать в России. В последние несколько лет часто и подолгу бываю в Эстонии. Поскольку путешествуем мы с супругой на автомобиле, то по пути в полюбившийся нам Тарту мы проезжаем через Беларусь и Латвию. Так что могу провести некое, не претендующее на глубокий анализ, сравнение условий жизни и менталитета жителей Беларуси, России, Украины Эстонии, рассказать о сходствах и различиях.

Эх, дороги…

Эстония глазами украинца: люди, карантин, цены Самое неожиданное: на мониторах на кассах самообслуживания информация выдается на трех языках, включая русский. «Свидомым» бы не понравилось.

Меня, как активного автомобильного путешественника, разумеется, интересуют дороги, заправки, цены на топливо. На Украине, несмотря на пафосное заявление президента Владимира Зеленского о «Большой стройке», большинство дорог в ужасном состоянии. В хорошем качестве только две правительственные трассы: из Киева в аэропорт Борисполь и в Конча-Заспу, где находятся дома и дачи власть имущих. Сносно можно проехать из столицы через Львов до Краковца, Чопа, Ужгорода (т.е. до границ с Польшей, Венгрией и Словакией), а также до Чернигова и далее до белорусской границы в сторону Гомеля. По одесской трассе (некогда называемой украинским автобаном) ездить можно лишь с большой осторожностью и бесчисленными матюками. Про «направления» в провинции писать не буду — цензурных слов не найду, а остальные редактор все равно удалит.

В Беларуси качество дорожного покрытия намного лучше, чем на Украине и в Латвии, но чуть хуже, чем в России. А безоговорочным лидером по качеству дорог является Эстония, хотя тут и нет автобанов как таковых. К Минску со всех концов страны ведут 4-полосные магистрали, по которым можно ехать чуть быстрее стандартных 90 км/час, правда все эти дороги в столицу платные (необходимо купить и установить транспондер). Довольно много в белорусских населенных пунктах видеокамер, фиксирующих скорость автомобилей (кстати, в отличие от соседних России и Украины тут нет не наказуемых +20 км/час). К счастью, по маршруту Гомель — Могилев — Витебск — граница с Латвией мы едем на шару. Платим, разумеется, только за топливо. На пути из Киева в Москву также есть платные участки дороги, которые можно назвать автобанами.

© Гурген Григорян

Тут любопытная деталь: цена на А-95 и солярку на всех АЗС Белоруссии одинаковая, подавляющее большинство заправок — государственной компании «Белнефтехим», изредка встречаются «Лукойл» и «Татнефть». Для сравнения: литр А-95 в России, Беларуси, Украине и Эстонии — 0,54; 0,65; 0,91 и 1,4 евро соответственно, дизель — 0,54; 0,65; 0,86 и 1,21 (без учета скидок по дисконтным картам).

И еще несколько слов о самих АЗС. На Украине их очень много, большинство из них — большие и просторные, с полноценными кафе при них, так что, путешествуя по стране, голодными не останетесь. В Беларуси и странах Балтии заправок неизмеримо меньше, там редко когда можно перекусить чем-либо, кроме «горячей собаки» и пирожных с мороженым. А в Эстонии еще много мини-АЗС, где нет ни оператора, ни здания: только навес над колонками для самостоятельной заправки.

Где эта улица, где этот дом…

© Гурген Григорян

Тут самое время рассказать о главном отличии эстонской провинции от трех остальных рассматриваемых в этой статье стран. Дело в том, что маленькие городки этой северной республики (даже те, в которых меньше 10 000 проживающих) инфраструктурно ничем не отличаются от столицы или Тарту. В них такие же качественные дороги, ухоженные парки, есть сетевые супермаркеты и АЗС, имеются кафе, аптеки и все остальное, необходимое для комфортной жизни.

Есть в Эстонии и деревушки, больше напоминающие хутора — и они все аккуратненькие и красивые (есть немало и вовсе одиноких усадьб отшельников). И не видел ни одного покосившегося или заброшенного дома, которых немало вдоль трасс в России, Латвии и порой в Беларуси. Кстати, в Латвии на границе с Эстонией есть городок Апе — он очень похож на эстонских «собратьев». В украинских деревнях (могу говорить лишь о тех, которые расположены вдоль дорог) заколоченных домов также не видел, но эти поселения (не сами дома) по ухоженности все же уступают, конечно, эстонским.

© Гурген Григорян

В чем же причина таких разительных отличий республик, которые еще 30 лет назад были единым целым? По всей видимости, в исторических традициях, менталитете, культуре людей, проживающих на той или иной территории и стране. К примеру, когда наши друзья на Украине видят фото из Эстонии, то их первая реакция почти всегда такая: «Как же там чисто!» Действительно, на эстонских улицах практически невозможно увидеть брошенный окурок или упаковку мороженого, благо мусорных баков и урн предостаточно. Жители Украины (да и россияне тоже) почему-то по этому поводу не заморачиваются: могут непотушенную сигарету пульнуть с балкона или в окно автомобиля. А о том, чтобы донести ненужную вещь до урны, чаще всего просто не задумываются: ведь кругом и так намусорено, так отчего же не добавить туда свою бутылочку из-под пива? В Эстонии же иное отношение к отходам: их сортируют по раздельным бакам, а увиденную кем-то оброненную бумажку могут поднять и донести до урны.

Почем килограмм комфорта?

Владимир Зеленский все грозится превратить Украину в «страну в смартфоне». Желание, в целом, похвальное, но хорошо было бы для начала закончить с «эпохой бедности» (что он среди всего остального пообещал в предвыборный период), чтобы все жители, даже пенсионеры и инвалиды (особенно в провинции) могли позволить себе купить смартфон.

Почему русские не бегут из Эстонии Средняя зарплата здесь — почти 1500 евро, даже в госучреждениях можно обойтись без знания госязыка. Но при этом треть некоренных считают себя «второсортными».

В России очень гордятся создаваемыми там многофункциональными центрами, их количество и число предоставляемых ими услуг постоянно растут. Такие же центры есть в Грузии, да и на Украине пытаются открывать нечто подобное. Так вот, всего этого нет в Эстонии — здесь абсолютно все вопросы можно решить, не выходя из дома, даже паспорт новый получить (причем как гражданам, так и обладателям «серых паспортов»). Записаться на прием в больницу или полицию, вызвать сантехника или иного мастера — для этого необходим только интернет. И сделать это можно на любом из трех языков: эстонском, русском, английском. В «диджитализированной» Украине этого нет (равно, как и возможности общаться с государством на ином языке, кроме государственного).

Таким образом, в Эстонии искоренены бумажные справки. К примеру, когда я обратился в Департамент полиции и погранохраны с просьбой разрешить нам с женой въехать в республику, то на следующий день (это подчеркиваю для тех, кто поддерживает миф о медлительности эстонцев) пришло простое электронное письмо с разрешением на въезд. Когда я попросил прислать мне это разрешение на бланке, то натолкнулся на полное непонимание: а зачем, мол, оно мне, когда уже есть это письмо? В Беларуси, России и Украине пока еще в ходу бумажный документооборот.

© Гурген Григорян

Во дворе дома в Тарту, где мы снимаем квартиру, каждые две недели подстригают траву — газон такой идеальный, что можно футбольный матч проводить. Другой работник также регулярно приезжает на обслуживание… мусорных баков: осматривает их и протирает крышки дезинфицирующими жидкостями. Как-то утром на ближайшем перекрестке (включая выезд из нашего двора) увидел дорожных рабочих, которые перекрыли движение и явно собирались ремонтировать дорожное покрытие. «Вот же не повезло», — подумал я, памятуя о том, что вечером мне необходимо поехать по делам. На Украине этот ремонт растянули бы минимум на неделю, но в Тарту это заняло несколько часов: к обеду рабочих и след простыл, об их утреннем «нашествии» напоминал только свежий асфальт на проезжей части. Надо бы сюда на стажировку киевского мэра Виталия Кличко, который разрешает многомесячные ремонты столичных путепроводов и улиц, создавая тем самым адские условия для жителей.

В заключение необходимо сказать прописную истину: все в мире относительно и познается в сравнении. Когда была опубликованы мои предыдущие статьи, в которых рассказывалось об Эстонии, то в соцсетях нередко проскальзывали комментарии местных жителей о том, что я несколько идеализирую их жизнь, и у них есть немало проблем. Охотно верю: идеального места для жительства, видимо, просто не существует. Всегда найдутся люди, которые увидят там недостаток, и не один.

Гурген Григорян, Тарту

Подписывайтесь на канал Росбалта в Яндекс.Дзен

Статьи

Топ за неделю


Новости

Все новости

Погода

Москва: +1°
Санкт-Петербург: -2°