Posted 13 августа 2021,, 15:41

Published 13 августа 2021,, 15:41

Modified 30 марта, 08:29

Updated 30 марта, 08:29

Победит ли в Казахстане «пещерный национализм»?

13 августа 2021, 15:41
В РК появились «патрули», требующие от граждан разговаривать только на государственном языке. Кто изгоняет русский из республики — верхи или низы?

Не далее как в конце июня председатель сената Казахстана Маулен Ашимбаев встретился с главой Совета Федерации РФ Валентиной Матвиенко и не без гордости рассказал ей, что РК уделяет большое внимание поддержке русского языка. «Знание русского … — это наше преимущество, это конкурентный фактор развития Казахстана в современном мире», — сказал он. Политик особо подчеркнул: в республике функционируют 5 тыс. школ, из них около 2 тыс. — с русским языком обучения, и столько же — с русскими классами или частичным обучением на «великом и могучем». «Такого, — заявил Ашимбаев, — нет ни в одной из стран СНГ».

Не беремся утверждать или опровергать, есть ли «такое» еще где-нибудь на постсоветском пространстве, или место имеет некоторое преувеличение. Но что в республике, усиленно изучающей русский язык, связанной с РФ не только исторически, но и членством в таких организациях как ОДКБ и Евразийский экономический союз, появились «патрули», требующие от граждан разговаривать только на государственном языке — казахском, да еще выкладывающие сюжеты в You Tube по результатам «рейдов» — такому стоит удивляться. Но не только: появляется множество неприятных вопросов.

Вернемся к августовским сюжетам (не прошло и полутора месяцев со дня, как Матвиенко выслушала «оду» русскому), снятым в магазинах, аптеках, кафе — они наводнили сеть на этой неделе. Посмевшим говорить на русском под натиском ревнителей государственного языка, «забывших», что русский в Казахстане является официальным, приходится извиняться за свой «кацапский» и униженно заверять, что на работе они говорить на нем больше не будут.

Кто же их так запугал? Некий Куат Ахметов и его единомышленники, основавший, как считается, на YouTube канал Til Maydani. В сети также распространены личные данные граждан Казахстана, которых националисты сочли неугодными. Причем, в комментариях многие поддержали «ревизоров».

Россия быстро отреагировала на националистические рейды: МВД запретило Куату Ахметову, а также гражданину Азербайджана Исфандияру Вагабзаде в течение 50-ти лет въезжать на территорию РФ — за «публичные высказывания в сети Интернет, разжигающие межнациональную рознь». По данным РИА «Новости», ведомство также предупредило: иностранцев, призывающих к деструктивным действиям против России, ее жителей и соотечественников за рубежом, не будут впускать в страну, так как это может угрожать общественному порядку и безопасности.

А что же власти Казахстана? Их оценка ситуации с языковыми рейдами и нападками на русскоговорящих разнится. Если для первого заместителя руководителя администрации президента Казахстана Даурена Абаева подобные рейды есть проявление совершенно недопустимого и возмутительного пещерного национализма, то для депутата парламента Азата Перуашева они относятся к категории бытовых конфликтов. В беседе с радиостанцией «Говорит Москва» слуга народа не счел, что за это кого-то нужно наказать.

А вот Абаев пообещал, что правоохранительные органы дадут соответствующим фактам правовую оценку (правда, она еще не последовала). По его словам, в Казахстане подобные действия жестко пресекаются, государство их не поощряет, и они не становятся тенденцией. По его мнению, по неадекватным поступкам двух-трех человек нельзя судить о положении дел в стране с 19-миллионным населением, около 90% которого владеет русским языком. «Я думаю, это один из самых высоких показателей в мире за исключением самой России и, может быть, Белоруссии», — сказал он. И резюмировал: «Говорить об ущемлении русского языка в Казахстане, по меньшей мере, несправедливо».

Тут возникает вопрос: уж не потому ли безобразные наезды и оскорбления русскоговорящих, в том числе, этнических казахов, становятся тенденцией именно из-за этого самого «высокого показателя» владения русским? Собственно, не только в Казахстане, но и в Киргизии — тоже члене ОДКБ, ЕАЭС, уровень знания русского в которой традиционно высок. И как-то очень странно совпали рейды в Казахстане с нападением мужчины на сотрудницу торгового центра в Бишкеке за то, что она говорила на русском.

А чуть ранее, в июне, на спортивных сборах в Иссык-Кульской области, сверстники издевались и жестоко избили девятилетнего мальчика только за то, что он русский и православный. Но в Киргизии начались так называемые «следственные мероприятия», а вот в Казахстане — нет.

Напомним, обе центральноазиатские республики имеют высокий уровень интеграции с Россией. Их граждане пользуются теми же правами на территории РФ, что и россияне (за исключением участия в выборах). Граждане Киргизии и Казахстана, особенно молодежь, в том числе из представителей титульной нации, охотно едут в Россию на заработки, учебу, с целью получить гражданство РФ. Казахский медиа-портал «Караван» приводит мнение эксперта, руководителя проектов Eurasian Center for People Management Айман Жусуповой, считающей, что массовый отток населения РК в Россию, более половины которого приходится на Восточно-Казахстанскую, Костанайскую, Павлодарскую и Карагандинскую области (по большей части уезжают русские), грозит республике ухудшением демографической ситуации, негативным влиянием на экономику, культуру, образование, и «в конечном итоге — на национальную безопасность страны».

Но, вероятно, для националистически настроенных кругов угроза национальной безопасности Казахстана исходит именно от русских и русскоязычных, в том числе и казахов. И активное насыщение Интернета роликами соответствующего содержания — тому свидетельство.

Как уже писал «Росбалт», русский язык не стал изгоем в государствах Центральной Азии, напротив, он восстановил утерянные позиции хотя бы потому, что в регионе наблюдается большая миграционная активность в РФ, в чем последняя не виновата: это рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. И чтобы устроиться в России на «чистое место», знание русского необходимо. В общем, спрос на образование на русском растет в регионе, в том числе и в Казахстане.

Такова реальность, и она кого-то не устраивает. Вопрос — кого. Весьма неоднородные «верхи» и другие «элиты», усиленно скрывающие «неугодность» русского языка и молчаливо поддерживающие группы, проводящие в жизнь националистическую идеологию с устрашающими элементами? Или «отдельные низы», у которых нет иной «гордости», чем агрессивная тотально-языковая?

Говоря о последней. Уже упомянутый Абаев ответил на адресованное ему открытое письмо известного казахского поэта Маралтая Райымбекулы, подвергшего критике положение казахского языка в республике. В частности, ему непонятно, почему в Казахстане, где русских — всего 20%, на русском языке продолжают разговаривать 90% жителей страны. И почему 30% этнических казахов обучаются не на родном языке. Кроме того, поэт попросил объяснить, что подразумевается под «пещерным национализмом». Напомним, Абаев употребил это выражение, комментируя скандальные рейды.

Высокопоставленный чиновник в ответ привел национальную пословицу: «Стремись изучить язык семи народов и семь разных наук». Пришлось объяснять, что «мы живем в эпоху глобализации», и «главным капиталом» сегодня является информация, а она находится в руках того, кто владеет языком. «Я считаю, правильно, когда казахские дети говорят на нескольких языках и могут выступать наравне с другими», — заявил Абаев, подчеркнув при этом, что знание русского или английского языков не должно стать препятствием для изучения казахского, в пользу развития которого за годы независимости была проведена системная и масштабная работа.

Что же до «пещерного национализма», он, по его словам, не одобряет действий людей, вносящих разлад в общество: «Это моя гражданская позиция! (…) Вы думаете, что продавцы, которые столкнулись с грубостью, а затем извинились, приступят к изучению казахского языка? Нет. Наоборот, действие приводит к противодействию, это отвратит человека от намерения учиться», — сказал Абаев. Впрочем, по его мнению, «Казахский язык обязательно станет языком межнационального общения. Мы ясно движемся к этой цели, наши намерения тверды».

И в них нет ничего порочного, поскольку языковая политика любого государства подразумевает укрепление статуса государственного языка, но не за счет искусственного выдавливания других языков и ущемления прав национальных меньшинств. Говоря проще — если привычный для казахов русский (так уж сложилось исторически) востребован, то его надо оставить в покое. Тем более, что люди, владеющие им, уехав на заработки или ПМЖ в Россию, перечисляют оставшимся дома значительные денежные суммы, то есть принимают участие в формировании ВВП страны бывшего проживания.

Россия, конечно, не рай земной, но для населения государств Центральной Азии она предпочтительнее с точки зрения социально-экономической, гуманитарной, образовательной, карьерной и т. д. И кому-то это очень не нравится. И эти «кто-то» прилагают усилия для очистки того же Казахстана от носителей русского языка или настроенных к нему либерально. Как правило, речь идет об образованной, мыслящей части общества, чуждой националистическому мракобесию. И они уезжают, то есть происходит мощная утечка мозгов и демографический провал.

Вообще же национализм, включая языковый, сравним с палочкой Коха, которая «спит» в любом организме и проявляется болезнью тогда, когда этому способствует соответствующая возбуждающая ее среда. В контексте национализма его спящую «палочку» будят искусственно. И тем быстрее она просыпается, чем ниже уровень развития общества. Казахстан же — довольно продвинутая страна, и тем азартнее и агрессивнее в ней придется развивать националистические настроения, если этому не помешают определенные «элиты» сверху, потому как мало интеллектуальные «низы» легче возбудить в националистическом плане и сделать их управляемыми.

Надо думать, такая задача действительно стоит — вместе с отрывом Казахстана от так называемого «русского мира». Только вот кто расписал для Центральной Азии эту мега задачу?

Ирина Джорбенадзе