Posted 15 декабря 2021,, 10:10

Published 15 декабря 2021,, 10:10

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

Белорусы не хотят «становиться русскими», но, видимо, придется

15 декабря 2021, 10:10
Независимые соцопросы говорят, что многие граждане Синеокой высказываются против объединения с РФ. Но де-факто интеграция продолжается и идет очень быстро.

Алекандр Лукашенко годами «колышется»: то заявляет, что Белоруссия и Россия не могут друг без друга, то вдруг вспоминает, что независимость его страны — главная ценность. Вот и теперь буквально на днях он заявил, что у союза Москвы и Минска есть этническая и экономическая основа. Также, по его словам, страны проводят единую внешнюю политику, создано общее оборонное пространство, то есть фактически единая армия.

«Между россиянами и белорусами практически нет никакой разницы ни в образовании, ни в здравоохранении, ни в гуманитарном, культурном пространстве. Мы создали равные условия для наших граждан», — отмечает начальник Белоруссии.

Что же касается перспектив на будущее, то Лукашенко считает, что союз Белоруссии с Россией будет мощнее, чем ЕС, более продвинутым и продуманным. «Во-первых, потому, что мы учтем все ошибки ЕС, чтобы их не повторять. … Во-вторых, мы ведь вышли из единого государства — из Советского Союза. И мы многое уже там попробовали. Мы знаем, что нам оставить из советского прошлого и что нам в будущем не пригодится», — сказал Лукашенко.

Вряд ли стоит всерьез обращать внимание на слова «Батьки», но любопытно посмотреть, насколько на самом деле Белоруссия на сегодняшний день «погружена» в Россию.

Союзное Государство

4 ноября 2021 года на Высшем госсовете Союзного государства Белоруссии и России был утвержден интеграционный пакет документов (т.н. «дорожные карты»), включающий «Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021–2023 годы», 28 отраслевых союзных программ, военную доктрину и концепцию миграционной политики.

По сути, в этих документах прописаны основные параметры экономической интеграции двух стран. В том числе — создание объединенных рынков нефти, газа и электроэнергии, интеграции в налоговой и таможенной сферах. Теперь предстоит унифицировать законодательства двух государств.

Взаимная торговля

Для белорусских промышленных предприятий и АПК Россия — главный рынок сбыта продукции (более 50% экспорта). В торговле товарами доля РФ выше, чем совокупная доля 100 следующих по значимости торговых партнеров Белоруссии. В свою очередь, РБ импортирует из РФ ключевые сырьевые товары: нефть, газ и черные металлы.

Кроме того, теперь белорусские предприятия стараются уклониться от действия западных санкций, реализуя ключевые экспортные позиции транзитом через Россию. Очень вероятно, что по мере нарастания санкций против Лукашенко в РФ будет переведен весь транзит санкционной торговли Белоруссии с третьими странами.

Финансы

Все белорусские банки уже подключились к Системе передачи финансовых сообщений Центробанка России, которая создана для защиты возможного отключения страны от системы SWIFT.

РФ — крупнейший кредитор Белоруссии: при уровне госдолга около $18 млрд задолженность перед Россией — более $8 млрд. В белорусской банковской системе среди банков с иностранным капиталом доминируют российские.

Промышленность и АПК

Практически вся белорусская промышленность глубоко кооперирована с Россией. А теперь западные санкции еще больше давят на ключевые предприятия: например, БелАЗ вынужден переходить на российские двигатели, потеряв возможности закупать американские.

Также на долю России приходится более 70% экспорта агропромышленного комплекса Белоруссии. Правда, в прошлые годы доходило даже до 85%.

Энергетика

Белоруссия практически полностью зависит от поставок из России газа, нефти, а теперь и урана для АЭС. Попытки «отстроиться» от монополии России, предпринимавшиеся Лукашенко в прошлые годы, так ни к чему и не привели.

К тому же конкурентоспособность промышленного сектора Белоруссии с его устаревшим и энергоемким оборудованием во многом сохраняется именно благодаря очень выгодным (и к тому же фиксированным) ценам на российские энергоресурсы, в частности на газ.

Военное сотрудничество

Здесь взаимосвязь двух стран, пожалуй, наиболее глубока. Утверждена новая Военная доктрина Союзного государства, принят план военного сотрудничества министерств обороны двух стран на 2022 год (включает 139 мероприятий) и программа стратегического партнерства на пять лет. Действует Единая система ПВО двух стран и Региональная группировка войск Союзного государства.

Понемногу в Белоруссию «втягивается» военная инфраструктура РФ. Это учебно-боевые центры ПВО под Гродно и ВВС в Барановичах, а также начавшееся недавно патрулирование воздушного пространства РБ российскими стратегическими бомбардировщиками. Регулярно проводятся совместные военные учения.

Также продлен на следующие 25 лет срок размещения в Белоруссии двух военно-технических объектов России — 474-го отдельного радиотехнического узла «Барановичи» с РЛС «Волга» (Ганцевичи, Брестская область) и 43-го узла связи Военно-морского флота (Вилейка, Минская область).

Оборонная промышленность

Вся инфраструктура и более 98% вооружения белорусской армии — советского и российского производства. Соответственно, есть огромная зависимость от РФ по поставкам боеприпасов и запчастей, обслуживанию и модернизации.

Также для Белоруссии Россия — главный и самый крупный рынок сбыта продукции предприятий ВПК. Они в большом количестве остались в РБ со времен СССР. В частности, белорусские предприятия производят высокотехнологические оптические и электронные компоненты для российской военной техники, компьютерные системы боевого управления, радары, колесные шасси для ракет (в том числе — ядерных), бронеавтомобили и т. д.

Культура и СМИ

Русский язык и русская культура тотально доминируют в Белоруссии. 95% граждан страны в качестве языка повседневного общения используют русский, на нем же ведется практически все делопроизводство. Более 80% граждан страны или вовсе не владеют белорусским языком, или владеют им очень слабо.

После обретения независимости в 1991-м Белоруссия осталась частью российского медиа-пространства: российское телевидение охватывает всю страну как напрямую (Первый канал, НТВ, «Россия 1», ТНТ), так и через совместные каналы (ОНТ, «НТВ-Беларусь», «РТР-Беларусь»). Белорусские государственные телеканалы демонстрируют более 60% продукции российского производства.

Также самые популярные в Белоруссии интернет-ресурсы — российские. Печатная пресса — также преобладает российская («АиФ», до недавнего времени — «Комсомольская правда»).

Религия

Белорусская православная церковь — крупнейшая религиозная конфессия в стране, является каноническим подразделением РПЦ и имеет статус экзархата. Католики и протестанты хотя и составляют значительные доли в белорусском обществе (около 20% и 15% соответственно), властью практически игнорируются и полностью отстранены от участия в государственных делах.

Квазинезависимость

Александр Лукашенко продолжает много говорить про независимость Белоруссии, про сосуществование с Россией на равных. Более того, он предпринимает действия, которые призваны показать широкой публике его личную «смелость и независимость». Например, угрожает перекрыть перекачку российских газа и нефти в Европу, транзит европейских грузов в РФ, вводит экономические санкции против стран Запада (вызывая гомерический хохот даже у собственных чиновников), провоцирует кризис с мигрантами на границе, и т. д.

Но это все — исключительно работа на публику. В реальности же он не предпринимает ровным счетом никаких действий, которые шли бы вразрез с политикой Кремля. Или, говоря точнее, предпринимает строго дозированно — только чтобы показать свою «как бы» независимость. Но фундаментальные вещи — такие, как военное сотрудничество или повсеместное проникновение в Белоруссии русского языка и культуры, — остаются неизменными. У Лукашенко есть свои, расставленные Москвой, «красные флажки», за которые он не рискует заступать, несмотря на любую свою фронду.

А что же белорусы?

Можно сказать, что в белорусском обществе никогда не было особо сильной аллергии на влияние России. Просто к сегодняшнему дню, да еще и на фоне тотального недовольства белорусов Александром Лукашенко и его политикой, зависимость РБ от РФ во многих сферах достигла такой степени, что уже становится непонятно: есть ли у Белоруссии еще интересы, кроме пророссийских.

Белорусская оппозиция, в свою очередь, выступает не только против Лукашенко-узурпатора и многолетнего автократа. Она также против критической зависимости Белоруссии от России. В свою очередь, власть в Минске пытается «перепродать» уже заложенный в Москве суверенитет Беларуси белорусскому обществу и Западу.

Вячеслав Гордиенко