Posted 23 января 2022,, 09:59

Published 23 января 2022,, 09:59

Forbes: Curiosity обнаружил на Марсе «биологический» углерод, но говорить о «следах жизни» пока рано

23 января 2022, 09:59

Марсоход Curiosity собрал органическое вещество, которое на Земле сочли бы биогенным, однако говорить об обнаружении «следов жизни» на Марсе пока рано, полагает автор публикации в издании Forbes.

На его взгляд, планетологам требуется больше информации, чтобы понять, как образовались таинственные образцы.

«Ученые, работающие с марсоходом Curiosity, отчитались в журнале MNRAS об удивительном открытии. В образцах органики, собранных в районе древнего озера, оказалось слишком мало углерода-13. Если бы речь шла о Земле, это было бы веским доводом в пользу того, что вещество было переработано живыми организмами. Именно так и находят следы древнейшей жизни на нашей планете», — подчеркивают в Forbes.

Там напоминают, что «углерод — важнейший компонент любой биологической (и вообще органической) молекулы», и на этот элемент приходится 18% массы человеческого тела.

При этом, указывает автор публикации, «живые существа предпочитают углерод-12 несколько более тяжелому углероду-13 и охотнее поглощают первый из окружающей среды». «Поэтому в веществе, когда-то бывшем частью живых организмов, содержание 13С заметно понижено. И чем больше циклов биологической переработки прошел углерод, тем значительнее эта разница. Некоторые процессы в неживой природе тоже вымывают из образцов тяжелый изотоп, но не так эффективно, как живые организмы. Поэтому обеднение углеродом-13 — важный, хотя и не бесспорный, признак, что над веществом потрудилась жизнь», — отмечает издание.

Между тем углерод на Марсе сам по себе далеко не новость: атмосфера планеты почти полностью состоит из углекислого газа. «Не в первый раз там находят и органику, и сама по себе она не свидетельствует о жизни. Органических веществ необычайно много, и абсолютное большинство из них образуется без всякого участия живых организмов. Но вот нехватка углерода-13 — уже более серьезный аргумент», — считает автор публикации.

Curiosity исследовал 24 образца, взятых в пяти разных местах кратера Гейл, и десять из них показали значительное обеднение углеродом-13.

Тем не менее, полагают в Forbes, «ответом на сакраментальный вопрос, есть ли жизнь на Марсе, новые результаты не являются». «Но отчаиваться рано. Команда Curiosity собирается собрать и проанализировать еще немало образцов. Кроме того, на Марсе работает ровер Perseverance, специально предназначенный для поисков жизни. А на начало 2030-х годов намечена доставка образцов грунта с Марса в земные лаборатории. Может быть, тогда и разрешится загадка, с которой сегодня столкнулись астрономы», — подытоживают в издании.