Posted 10 марта 2022,, 16:33

Published 10 марта 2022,, 16:33

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

«Поначалу в Грузии было недовольство мигрантами, но оно сходит на нет»

10 марта 2022, 16:33
О том, с чем сталкиваются в эти дни массово выезжающие из РФ в республики Закавказья россияне, рассказал журналист Алексей Волошинов.

Журналист из Москвы Алексей Волошинов решил составить собственное представление о новой миграционной волне из России, которая возникла после начала «военной специальной операции» на Украине 24 февраля. Он побывал в Ереване и Тбилиси.

— Последние две недели поток россиян из страны устремился в самых разных направлениях. Как ты выбирал маршрут своей поездки?

— Изначально я решил лететь в Ереван, потому что логистически это было удобнее всего. Наверное, в тот момент это было самое популярное направление из Москвы. В тот день, когда я прилетел в Ереван, аэропорт Звартноц принял 42 борта из России, на следующий день их число выросло до 44. Кроме того, не будем забывать, что в Армении есть еще международный аэропорт Гюмри, куда тоже летают самолеты из нашей страны. Колоссальное количество людей прилетело в Армению.

Затем я решил переехать в Грузию. Пообщавшись с россиянами, которые оказались в Ереване, я понял, что, как правило, это не финальная точка их маршрута. Очень многие планировали двигаться дальше — в Тбилиси. В Грузии можно находиться без визы на протяжении 360 дней, просто по загранпаспорту. После этого выехать из страны на несколько часов, вернуться обратно и вновь жить в Грузии год. В Армении срок такого пребывания меньше — 180 дней, но механизм его продления работает примерно так же.

Опыт моего общения с людьми показывает, что россияне, прибывшие в Армению, будут двигаться дальше. Кто в Стамбул, кто в Тбилиси, кто-то, может быть, будет пытаться переправиться на территорию Евросоюза.

— Получается, что для большинства наших соотечественников Ереван превратился в транзитный пункт. А есть те, кто планирует там остаться?

- Есть какое-то количество людей, которые планируют там остаться. Им нравится Армения. Для них не принципиальна политическая обстановка. Многие, с кем я общался, чувствовали себя в Ереване некомфортно — в Ереване гуляют пропутинские настроения. Но многие аполитичные россияне просто уехали от начинающегося экономического кризиса. Им непринципиально, в каких социально-политических условиях существовать, главное, чтобы были работа и безопасность. Для них Ереван станет конечным пунктом следования.

По моим оценкам, за последнее время в Армению прибыли около 50 000 россиян. Пропорционально к жителям страны россияне в Армении сейчас составляют большую долю населения, нежели беженцы с Ближнего Востока и Африки в Германии во время миграционного кризиса несколько лет назад. По масштабам проблемы сопоставимы.

— Как я понимаю, проблемы распространяются не только на Армению, но и на Грузию, раз туда через Ереван устремились мигранты из России?

— Да. Например, если в Тбилиси в обычное время можно было снять трехкомнатную квартиру в престижном районе примерно за 600-700 долларов в месяц, то сейчас менее чем за 1500 это сделать не удастся. Особенно, если ты из России. Не буду скрывать, что сейчас здесь есть некоторое предубеждение против российских арендаторов. Мой опыт показывает, что оно связано не с национальностью, а с тем, что хозяевам квартир нужны гарантии твоего долгого пребывания в их жилище. Я не раз слышал: «Вы поживете пару месяцев, найдете работу в Европе и уедете, а нам искать новых постояльцев…» Поэтому к тем, кто приезжает сегодня из России или с Украины, отношение особенное. Для них аренда квартир обойдется дороже.

— Как в целом отношение у граждан Грузии к такому потоку мигрантов?

— Поначалу здесь было недовольство мигрантами, но оно сходит на нет. Люди поняли, что это не те беженцы, которые стремились в страны Евросоюза ради мира, крыши над головой, социальных пособий или низкоквалифицированной работы. Я думаю, что любая страна хотела бы принять таких беженцев. Это, как правило, работники медиа-сферы, ай-тишники, программисты, дизайнеры. Они работают удаленно с Россией или западными странами. Платят здесь налоги, открывают банковские счета, снимают жилье, ходят в рестораны — подпитывают местную экономику. К жителям приходит понимание, что они могут позитивно повлиять на местный рынок.

— Грузия довольно давно была очень популярной страной для туристов из России. Достаточное количество наших сограждан туда переехали в последние годы. Действуют ли сейчас в Грузии общественные структуры, которые ставят перед собой задачу помогать прибывающим россиянам?

— Такие структуры есть. В социальных сетях созданы группы, которые помогают найти жилье или открыть банковский счет.

Надо понимать, что сейчас все эти люди, которые обычно создают комфортные условия россиянам в Грузии, работают в очень стрессовом режиме. К ним люди могут обратиться с просьбой: «Я нахожусь в Тбилиси. Ночь наступит через три часа, а мне негде жить. Пожалуйста, найдите место для ночлега». Ситуация для многих приезжающих сюда близка к экстремальной, поэтому у всех этих организаций большой наплыв подопечных, и они работают сейчас в ненормальном режиме.

Беседовал Петр Годлевский