Posted 28 марта 2022,, 17:59

Published 28 марта 2022,, 17:59

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

До «перекрытия вентиля» осталось три дня?

28 марта 2022, 17:59
Уже к концу марта должно выясниться, как далеко готов зайти Евросоюз, отстаивая свое принципиальное нежелание платить за российский газ в рублях.

Вице-канцлер Германии Роберт Хабек сообщил в понедельник, что страны «большой семерки» не намерены платить России за газ в рублях. Говоря при этом о возможной реакции Москвы, он заявил, что Берлин «готов ко всем сценариям». Как стало известно в этот день ранее, Владимир Путин поручил правительству, Центробанку и «Газпрому» провести перевод расчетов за газ в рубли до 31 марта.

Требовать оплату в российской национальной валюте предлагается не у всех покупателей. Это не коснется, например, Сербии, Китая, Турции и Белоруссии. На их долю в официальной статистике «Газпрома» приходилось около 20%, то есть около $11 млрд. Остальные примерно $43 млрд в 2021 году платили как раз страны, теперь включенные в список недружественных (в первую очередь, те, что входят в Европейский Союз).

Несмотря на все громкие заявления, отказ еще не оформлен окончательно. В теории, как уверяют экономисты, рублей у ЕС должно быть достаточно. Российские компании оплатили ими в первых трех кварталах 2021 года 27% поставок товаров из Европы. Однако новые санкции и антисанкции привели к обвальному падению импорта зарубежных товаров в Россию. Глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников 28 марта признал, что импорт в последние недели существенно снизился, правительство вынуждено принимать меры по его стабилизации через упрощение таможенных процедур, выстраивание новых логистических цепочек и поиск альтернативных поставщиков.

Попросту говоря, это значит, что в самое ближайшее время рублями рассчитаться будет несложно, но уже через пару месяцев европейцам, если они все же согласятся с Кремлем, придется покупать российскую валюту на бирже или у Центробанка РФ, тем самым укрепляя ее курс.

В Москве при этом недвусмысленно намекают, что в случае отказа могут отключить Европе газ. Как сказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, бесплатно по трубопроводам ничего в ЕС гнать не будут. Впрочем, судя по настроениям в Евросоюзе, да и в целом на Западе, прямое давление скорее вызовет реакцию обратную той, на которую рассчитывают в Москве.

Из всех членов Евросоюза о наличии возможности платить в рублях пока заявляла только Болгария (из числа других стран о такой готовности говорили в Сербии и Молдавии). Венгрия, чей премьер Виктор Орбан продолжает сохранять хорошие отношения с Москвой, выступает за увеличение закупок российского газа, но о готовности платить рублями не слышно даже из Будапешта. Не только немецкие власти, но даже итальянская ENI, всегда активно сотрудничавшая с Россией, а также австрийская OMV, столь же дружественная Кремлю в прошлом, подчеркнули, что в контрактах указана оплата в евро.

Более того, Еврокомиссия решила забрать этот вопрос полностью в свои руки — она договорилась со странами-членами ЕС, что теперь закупки российского газа будут вестись только через Брюссель.

Пока на Западе все еще шутят, что в случае, если Кремль «закрутит вентиль», европейцам вместо газа или угля придется закупать российские рубли. Мол, их цена упадет настолько, что топить банкнотами станет дешевле всего.

Ну а если говорить серьезно, то в ЕС все же признают, что даже при самой активной работе по поиску альтернативных поставщиков и полной поддержке стран Персидского залива и США, которые будут поставлять сжиженный газ взамен российского, на окончательное «освобождение от российской зависимости» все равно уйдет не менее пяти лет.

В итоге страны, наиболее «привязанные» к российскому топливу, активно ищут, чем закрыть опасные дыры в энергетическом балансе. Германия и Словакия пытаются договориться о поставках сжиженного газа из Катара. Незадействованные резервы высматривают и на нефтяном рынке. Проще всего с углем — в Европе уверены, что смогут научиться жить без поставок этого вида топлива из России уже к концу нынешнего года.

Как бы то ни было, полный отказ Европы от российских энергоносителей — это дело долгое, многоэтапное и очень затратное. Уже понятно, что свет и тепло в домах европейцев будут стоить заметно дороже, чем сейчас. Тем не менее, сомнений, что Евросоюз будет двигаться в этом направлении, нет.

Вопрос только в том, что делать, если Россия откажется от провозглашенных прежде принципов и реально «отключит Европе газ» (пусть даже в ущерб собственным экономическим интересам). И на него ни у кого из политиков в ЕС четкого и полного ответа сейчас явно нет.