Posted 19 апреля 2022,, 03:42

Published 19 апреля 2022,, 03:42

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Пашинян спешит, и ему страшно

19 апреля 2022, 03:42
В Кремле предстоящий визит премьера Армении в Москву называют «событием особого значения», а в Ереване открыто готовятся к свержению «национального лидера».

Премьер-министр Армении Никол Пашинян в очередной раз выступил за скорейшее решение карабахской проблемы, вызвав взрыв гнева в оппозиционном спектре республики и в Степанакерте. А заявил он, что международное сообщество призывает Ереван «снизить планку» в вопросе статуса Нагорного Карабаха. В противном случае, информировал премьер депутатов парламента, оно не сможет оказать помощь армянской стороне.

Оппозиция тут же вышла на улицу с призывом свергнуть Пашиняна, который 19–20 апреля отправляется в Москву с официальным визитом: в Кремле его анонсировали как «событие особого значения». Ответ на вопрос — почему оно является таковым, может проясниться по окончании визита. Впрочем, не исключено, что он будет получен, на уровне правдоподобного, не столь быстро.

По информации пресс-службы Кремля, президент РФ Владимир Путин обсудит с Пашиняном актуальные вопросы дальнейшего развития российско-армянских отношений стратегического партнерства и союзничества. Также стороны рассмотрят «ход реализации договоренностей лидеров России, Армении и Азербайджана по Нагорному Карабаху от 9 ноября 2020 года, 11 января и 26 ноября 2021 года, включая меры по восстановлению экономических и транспортных связей в регионе».

В общем, в Ереване тревожно: оппозиционные политики и «широкая общественность» не сомневаются в том, что Пашинян «сдает Карабах с потрохами», ввергая Армению в «турецко-азербайджанский обман». Как заявил на митинге на столичной площади Свободы бывший министр обороны, глава оппозиционной парламентской фракции «Армения» Сейран Оганян, Пашиняну никто не давал мандат «вершить судьбу Арцаха (арм. название Карабаха) единолично». «Хочу спросить каждого гражданина Армении, нравится ли ему ситуация, когда глава правительства лжет и слепо поддается турецко-азербайджанскому обману, плюс делают все, чтобы напугать народ, когда в первую очередь Пашинян боится сам», — сказал оппозиционер.

Его коллега — Андраник Теванян — опроверг заявление премьера: по его данным, никакой «международной консолидации» по снижению планки статуса Карабаха из-за бугра не озвучено. Другое дело, считает он, Пашинян сам желает такой консолидации, чтобы «обосновать» армянскому народу сдачу Карабаха Азербайджану — дескать, его принуждает к этому едва ли не весь мир.

Как написал Теванян в соцсети, окончательный правовой статус этого региона будет определен путем плебисцита, предоставляющего населению возможность свободного и подлинного волеизъявления. «Фактически, — утверждает он, — мир был не только не против Карабаха, но и признавал и признает существование права Арцаха на самоопределение»: «Для Никола Пашиняна «международное сообщество — это Турция и Азербайджан». Так что теперь армянский народ должен «двигаться вперед с повесткой по смене власти».

Словом, оппозиция, как сообщил на митинге шеф партии «Отечество» Артур Ванецян, предлагает населению «объединиться под флагами Армении и Арцаха и бороться за нашу большую родину». Ведь Пашинян «уже начал пропаганду того, что Арцах может быть в составе Азербайджана». Вывод: «Если внутри Армении не поднимется бунт, и мы не попытаемся устранить власть Никола Пашиняна, это обязательно произойдет». А следовать в своем «правом деле» народ и оппозиция будут в соответствии с некой «дорожной картой».

Армянские силовики пытаются разогнать митинги, задерживают их участников, не позволяют им ставить палатки на площади, но они дают отпор, так что место имеют потасовки. Ситуация в Ереване напряженная.

А что в самом Карабахе? Здесь, видимо, больше уповают на поддержку Москвы, чем Еревана. Как считает президент самопровозглашенной республики Араик Арутюнян, «после 44-дневной войны 2020 года в сотрудничестве с миротворческим контингентом РФ формируется новая система безопасности Арцаха» и реализации его права на самоопределение. По его словам, ожидается увеличение миротворческого контингента России на линии соприкосновения, а параллельно в Карабахе «совершенствуются собственные механизмы безопасности». В Степанакерте даже слышны уже и вовсе фантастические призывы к присоединению Карабаха к России, но массового характера подобные настроения не носят.

Заметим, что и Армения не пыталась объединится с Карабахом, она ограничивалась тем, что выступала гарантом его безопасности. Но и этого, говоря реально, после войны 2020 года она сделать не в состоянии. Единственное, на что могут пойти в Ереване — это попытаться избавиться революционным путем от Пашиняна, пришедшего во власть тоже на волне революции.

Выше было сказано о российских миротворцах. Как отметил в беседе с Lragir руководитель Международного центра человеческого развития Теван Погосян, об их мандате в конфликтной зоне мало что известно: «Я, например, не знаю, что … они уполномочены предпринять, если азербайджанская сторона нападет. Кто должен взять ответственность за мандат? Я знаю, что вот уже полтора года многих не впускают в Арцах, наши соотечественники из диаспоры сталкиваются с проблемами. Но если с этим коридором полтора года проблемы, почему этот вопрос не поднимали? Вместо этого делают заявления. Сдают по частям из-за их политики. Проводили бы нормальную политику, ничего бы не отнимали».

И в самом деле, каково наполнение миротворческого мандата, и почему на российских военных самопровозглашенная республика так опрометчиво надеется? И если Армения действительно «снизит планку», чем тут могут или должны помочь миротворцы? Пашинян, кстати, уже предупредил, что их присутствие не дает гарантий безопасности армянскому населению. Равно как никаких гарантий безопасности не будет от предполагаемого свержения Пашиняна. Напротив, они могут исчезнуть вовсе.

В такой ситуации — хочешь самоопределяйся до скончания века, хочешь — нет. То есть единственным, хоть и неутешительным выходом для карабахцев, остается отказ от сохранения «второго армянского государства» как дела невозможного — Баку эту тему закрыл, и вряд ли она подлежит пересмотру. Рассчитывать на давление «международного сообщества» на Азербайджан в контексте самоопределения непризнанной республики тоже не стоит — дальше слов лидеров отдельных государств дело не пойдет.

Надо думать, Пашинян уже в полной мере осознал: единственной возможностью установления мира в армяно-азербайджанских отношениях, включая карабахское направление, являются полные уступки Азербайджану, что в Ереване квалифицируют как «капитуляцию» и «измену родине». И революционный премьер спешит со «сдачей» Карабаха, которая может, как минимум, поставить точку на его политической карьере: очередной «капитуляции» армяне ему не простят. И он, разумеется, спеша, боится этого.

В Ереване объявлено о бессрочном характере акций протеста. Ради чего — априори проигранной Азербайджану новой войны, или уже гражданской в самой Армении?

Ирина Джорбенадзе