Posted 1 мая 2022,, 08:50

Published 1 мая 2022,, 08:50

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Что эстонцу здорово, то и украинцу не смерть

1 мая 2022, 08:50
Продолжение рассказа о гостеприимстве властей и жителей балтийской страны, приютившей многих бежавших от военных действий на родине.

В своих предыдущих материалах я рассказал о том, как уехал из Киева и добрался до Тарту, а затем поведал о бюрократических и жизненных нюансах обустройства на чужбине. Прошел месяц, и накопилось много новых впечатлений, о которых я сейчас доложу.

Не все из приехавших владеют полной информацией о том, что им позволительно и доступно. Поэтому иногда я делюсь с ними полезными сведениями и адресами. О том, что необходимо в полиции получить ID-карту с видом на жительство на год вроде знают все, а о том, что можно встать на учет в Кассе по безработице и получать по 9,42 евро в день до заключения контракта на официальной работе, некоторые узнали от меня (или друзей). Кроме того, в центре социальной помощи предоставляют компенсацию аренды жилья (тут нет общих для всех сумм) и еще добавляют «на жизнь» (150 евро в месяц главе семьи, 120 евро остальным взрослым и 180 евро на каждого ребенка). А департамент социального страхования пенсионерам (считающимися таковыми по эстонским законам) доплачивает разницу, если их украинская пенсия меньше местной «народной» (т.е. минимальной). Мэрия выдает проездной, по которому можно бесплатно ездить на автобусах во всех городах и даже по Эстонии на поездах.

Вдобавок усилиями волонтеров нуждающиеся, приехавшие сюда «в одних тапочках», обеспечиваются практически всем необходимым: от одежды и памперсов до посуды и мебели — всем этим делятся местные жители. Так что жить на чужбине вполне можно. Но, к сожалению, в семье не без урода. По сети «гуляет» видео, в котором явно пьяная «понаехавшая» в Эстонию из Украины дама в матерной форме выражает недовольство тем, что ее недостаточно уважили в этой стране, платят гроши (якобы только 60 евро на ребенка), и поэтому она, не стесняясь, грязно поносит эстонцев. Если это не фейк, а и вправду мнение неблагодарной нахалки, то она достойна всяческого осуждения.

Следует признать, что и среди части эстонцев появляются ростки недовольства «понаехавшими» и особенно — получаемыми ими средствами (хотя все эти пособия выплачиваются из бюджета Евросоюза, а не республики). Некоторые обыватели подсчитывают суммы, которые получают украинские беженцы и ахают по этому поводу. Например, знаю тут семью из Хмельницкой области с шестью детьми, но не буду называть получаемую ими сумму, чтобы не травмировать особо впечатлительных жителей республики.

Однако появилось у аборигенов беспокойство иного рода. Глава партии ЭКРЕ Мартин Хельме считает, что Эстония уже исчерпала свои возможности по предоставлению убежища беженцам из Украины — действительно, вместо планировавшихся к приему 20 000 сегодня в этой балтийской республике уже примерно 50 000 граждан Украины. Что для небольшой страны с населением 1,3 миллиона уже существенное число. Поэтому Хельме предлагает перекрыть этот поток беженцев, и в первую очередь запретить им въезжать в Эстонию из России. Объясняет он это тем, что большая часть из них не украинцы, а русские: «В ходе помощи украинцам мы импортируем в страну десятки тысяч пропутинских русских, с этим нельзя мириться».

Впрочем, на этот выпад политика ответила глава партии «Ээсти 200» Кристина Каллас: «Нет слов. Хельме говорит то же самое, что и российское руководство: что украинцы — это на самом деле русские. И поэтому, по мнению Хельме, они недостойны того, чтобы Эстония предоставляла им убежище. Мы разве предоставляем беженцам убежище на основании их родного языка? Тогда пойдем еще дальше и скажем, что центральную и восточную Украину не нужно защищать, поскольку там живут русскоговорящие?»

Возникли у находящихся в Эстонии граждан Украины и иные проблемы. В первую очередь, у тех, кто приехал в республику накануне российской спецоперации. К примеру, знакомый мужчина прибыл сюда в начале февраля и официально работает. Причем он попал в число 1350 иностранцев (это годовая квота), которым при наличии контракта с работодателем обязаны предоставить вид на жительство. Однако пока с этим произошла заминка, у него забрали украинский паспорт и пообещали в течение полугода рассмотреть его ходатайство. Другой даме, приехавшей в Эстонию за неделю до 24 февраля, в Департаменте полиции и погранохраны и вовсе предложили тут «просто жить» (мы же вас не выгоняем!) до окончания боевых действий на Украине и не ходатайствовать о международной защите.

Действия полиции раскритиковала канцлер юстиции Юлле Мадизе. Она напомнила, что хотя по законам ЕС временная защита предоставляется гражданам Украины, которые уехали оттуда после 24 февраля, однако упомянутая дама, как и другие украинцы, находившиеся в Эстонии до конфликта, могут ходатайствовать о международной защите в общем порядке. Мадизе считает, что если полицейские посоветовали женщине не подавать ходатайство, то их действия неправомерны: «Должностные лица обязаны давать разъяснения, но на людей нельзя влиять таким образом, чтобы они воздерживались от подачи необходимых ходатайств». И теперь Департамент полиции рассматривает заявления граждан Украины о международной защите по возможности быстро, не дольше, чем за один месяц.

И еще один аспект. В Эстонию привезли около 1500 украинских детей без родителей или законных опекунов — их тут им назначит суд. За последний месяц в Тарту, Выру и Пярну в уездные суды поступило 70 заявлений об установлении опеки. «В Эстонии нет никакой судебной практики в подобных делах», — констатирует судья по гражданским делам Тартуского уездного суда Дональд Кийдъярв. По его словам, дети очень напуганы, разговорить их и расспросить их сложно.

В местной прессе разделились мнения по поводу поведения особо активных украинских «патриотов». Обсуждают не только вышеупомянутую «сердитую» даму, но и другие случаи. Например, неизвестные на табличках таллинской улицы Vene («Русская») сделали двухцветную надпись «Ukraina». Впрочем, вряд ли полиция их ищет. Испещрили надписями и стены собора Александра Невского. Перед посольством России провели театрализованное представление — выстроились шеренги женщин в трусах, заляпанных красной краской (они так изображали жертв российской спецоперации). Задержанных в этих случаях также не было. В то же время был арестован на 10 суток мужчина, который изображал в воздухе букву Z, «провоцируя беженцев, обедающих в ресторане». Второй попался на краже украинского флага — на него завели уголовное за «осквернение символа иностранного государства».

После всего этого появились призывы применять к беженцам коллективную ответственность за действия их соотечественников в Эстонии — за вандализм, за неприличные перформансы, за осквернение памятника архитектуры, за провокации на улицах со стороны наиболее упоротых и так далее. Но тут уже и до перегибов в стиле 1937 года недолго докатиться — как можно обвинять в вандализме всех беженцев? Тем более, что подавляющему большинству из 50 000 приехавших из Украины женщин, детей и пожилых людей некогда заниматься подобной ерундой — им надо работать и детей кормить, да и презумпцию невиновности необходимо соблюдать. А с хулиганами и вандалами пусть полиция разбирается: если вас радушно приняли в Эстонии, то никак не забывайте, что вы все же в гостях.

Владимир Полянский, Тарту, Эстония