Posted 28 июня 2022,, 20:10

Published 28 июня 2022,, 20:10

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Саммит отложенных обещаний

28 июня 2022, 20:10
Нестабильная ситуация в мире не позволила «большой семерке» выступить единым фронтом против России.

Встречи «группы семи» давно не заканчивались настолько бесплодно, если говорить о практических решениях. На этот раз лидеры Великобритании, США, Японии, Франции, Германии, Канады и Италии вместе с верховным комиссаром ЕС Урсулой фон дер Ляйен разъехались из замка Элмау в Баварии, сделав только несколько серьезных заявлений о намерениях, но ни приняв, например, тех санкций против России, о которых накануне саммита настойчиво велись разговоры.

Раньше такие встречи можно было подготовить заранее, подробно обсудив детали на уровне экспертов. Потом лидеры приезжали, пожимали друг другу руки, подписывали заранее согласованные декларации и разъезжались. Сбои случались очень редко. И тот, что произошел сейчас, похоже, имеет системный характер.

У стран G7 еще четыре месяца назад появилась общая оценка происходящего на территории Украины. Без особых сложностей до этого договаривались и по санкциям. Но после того, как речь зашла про энергоносители, система забуксовала. В июне после двухмесячных дебатов Евросоюз с большим трудом согласовал шестой пакет санкций в отношении РФ. Предполагалось, что им будет введено эмбарго на поставки российской нефти. Но этого так в итоге и не произошло.

Дискуссии по шестому пакету велись на уровне лидеров государств, потому что такие стратегические вопросы могут решаться при наличии не только политической воли, но и соответствующих полномочий. То же самое произошло и в формате «семерки». На уровне экспертов до начала саммита договориться так и не удалось. Тем более, что некоторые предложения сейчас явно рождаются чуть ли не в процессе заседаний с участием глав государств.

С готовыми предложениями и требованиями в Баварию, судя по всему, приехал только американский президент Джо Байден. В частности, все три дня, что продолжался саммит, он добивался введения «фиксированных цен» на российскую нефть. И хотя по итогам встречи о возможности такого вида санкций высказались несколько западных лидеров, совместного решения об этом так и не было принято.

Та же участь постигла и заявление, которое администрация США выпустила 27 июня. В нем сообщалось, что «семерка» возьмет на себя «беспрецедентное долгосрочное обязательство в области безопасности по предоставлению Украине финансовой, гуманитарной, военной и дипломатической помощи в любом необходимом количестве». Это должно было касаться обеспечения ее своевременным вооружением. России же, напротив, планировалось еще сильнее ограничить доступ к промышленным ресурсам и технологиям. Но и таких решений в Баварии принято не было.

Аналогичная ситуация и с запретом на покупку российского золота. Европейские лидеры сообщили, что на этот шаг они могут пойти только все вместе, так что им еще надо посовещаться внутри Евросоюза. «Золотые санкции» в итоге после завершения саммита ввели только США.

Зато американцы золотом не ограничились. Они также значительно расширили санкционный список. Новый «пакет» включает 45 компаний и 29 физических лиц из России. Например, известную телеведущую и пиарщицу Тину Канделаки, ее мужа, председателя совета директоров компании «Спектр» Василия Бровко, бывшего министра обороны России Анатолия Сердюкова, членов его семьи и его бывшую подчиненную Евгению Васильеву. Из компаний под санкции попали КамАЗ, «Туполев», ОАК, «Иркут», «Ростех» и летно-испытательный центр Минобороны имени Чкалова. Кроме того, там же «Союз добровольцев Донбасса», частная военная компания «РСБ-Групп» и государственный фонд перспективных исследований.

Чтобы саммит G7 не выглядел совсем уж пустым, в его итоговое заявление вписали обещание, что все обсуждавшиеся решения будут приняты позднее. Отдельно «семерка» призвала Китай «воздействовать» на Россию. Правда, и тут никаких аргументов или инструментов, которые бы убедили или заставили Пекин так поступить, тоже не обозначено. Возможно, из-за того, что их надо снова согласовывать с ЕС. Хотя не исключено, что и потому, что кроме экономических рычагов воздействия на КНР, никаких других у Запада нет.