Posted 2 сентября 2022,, 06:30

Published 2 сентября 2022,, 06:30

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Армении уже некуда отступать, и она может загнать себя в тупик

2 сентября 2022, 06:30
Переговоры по Карабаху Пашиняна и Алиева прошли трудно — на фоне критики ЕС Москвой и требований политических сил РА по выходу республики из ОДКБ.

В Брюсселе, при посредничестве председателя Евросовета Шарля Мишеля, состоялся четвертый раунд переговоров президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Им предшествовало второе заседание в Москве армяно-азербайджанской комиссии по делимитации границы АР и РА — оно было закрытым. Стороны договорились встретиться в третий раз и обсудить соответствующую тематику.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров считает, что в ходе московских переговоров «стороны существенно продвинулись в достижении договоренностей». «В практическом плане, — сказал он, — процесс весьма продвинут». То есть Москва, взявшая под свое «крыло» переговоры по разделу границы между Арменией и Азербайджаном, открытию в регионе транспортных коммуникаций, демонстрирует успех. Но при этом не скрывает недовольства тем, что частью армяно-азербайджанского переговорного процесса ей пришлось поделиться с ЕС.

В день, когда в Брюсселе стартовали переговоры Алиева и Пашиняна, Россия в очередной раз выступила против посредничества Евросоюза в армяно-азербайджанском урегулировании, то есть фактически против повышенной заинтересованности в нем Еревана, хотя оно и не принесло ему существенных выгод. Более подробно об этом еще будет сказано, здесь же приведем прямую речь официального представителя МИД России Марии Захаровой, заявившей, что активность ЕС на Южном Кавказе определяется геополитическими амбициями, и не имеет никакого отношения к реальному желанию содействовать нормализации армяно-азербайджанских отношений.

«Я бы сказала, — отметила она, — что эти псевдоинициативы европейцев больше похожи на попытку беспардонно присвоить лавры посредничества, под которыми ничего нет». По мнению Захаровой, работа России в этом направлении приносит конкретные результаты и соответствующе оценивается сторонами.

Более того, «Те, кто выдают себя за посредников, не являясь ими, ничего, видимо, предложить и не способны, а хочется как-то и здесь показать свою вовлеченность». Москва же, по свидетельству официального представителя МИД РФ, продолжает предметную работу с Баку и Ереваном для разблокирования транспортных связей на Южном Кавказе. Трехсторонняя рабочая группа, добавила она, согласовывает пакетное решение по конкретным маршрутам, основанное на принципе уважения суверенитета Армении и Азербайджана.

Брюссель тоже доволен своей посреднической деятельностью. По окончании четырехчасовой встречи Алиева и Пашиняна, глава Евросовета выступил с заявлением для прессы, в котором, в частности, сказано, что стороны рассмотрели «весь комплекс вопросов повестки дня», договорились активизировать предметную работу по продвижению мирного договора, регулирующего межгосударственные отношения между Арменией и Азербайджаном. Министрам сторон поручено встретиться в месячный срок для работы над проектами текстов. «Мы также подробно обсудили гуманитарные вопросы, включая разминирование, пленных и судьбу пропавших без вести», — сказано в заявлении.

Мишель также информировал о наличии прогресса «по всем вопросам, связанным с делимитацией границы; … мы договорились, что следующее заседание пограничных комиссий состоится в ноябре в Брюсселе. … Во всех этих дискуссиях я хотел бы подчеркнуть, что важно готовить к долгосрочному устойчивому миру население с обеих сторон. Обмен публичными заявлениями имеет решающее значение в этом вопросе — в такой деликатной ситуации каждое слово, сказанное публично, очевидно, выслушивается другой стороной и взвешивается».

Словом, обо всем и ни о чем (кроме подготовки к миру), как и по итогам предыдущей встречи лидеров Армении и Азербайджана 22 мая, после которой утекло достаточно много воды. В частности, Баку построил дорогу до армянской границы в объезд азербайджанского города Лачин и поставил вопрос передислокации на новую трассу российских миротворцев. Таким образом, сам Лачин и азербайджанские села Забух и Сус полностью перешли под контроль Азербайджана.

Армянской стороне это не понравилось: началась стрельба, и Баку пришлось провести военную операцию «Возмездие». Поспорить с азербайджанской стороной в этом вопросе было сложно: изменение маршрута Лачинского коридора и переход одноименного города под контроль Баку прописан в соответствующем документе. Поспорить с другими обязательствами, которые взяла на себя Армения в рамках трехстороннего соглашения глав РФ, АР и РА, тоже не представляется логичным, поэтому следует ждать, что процесс делимитации — демаркации армяно-азербайджанской границы будет продолжен, хоть и не без сопротивления Еревана, то есть очень медленно. В таком случае, продолжение операции «Возмездие» не исключается. Словом, единственный выход для Армении — не тянуть с подписанием мирного договора.

Но, судя по всему, Ереван себе в этом отчета не отдает, и его сейчас более всего занимает участие в переговорном формате «многообещающих» США и Франции, реанимация давно почившей Минской группы ОБСЕ, которая в течение 30 лет не стяжала себе никаких лавров в процессе урегулирования: максимум, что она сделала — содействовала замораживанию конфликта, что категорически не устраивало Азербайджан.

Поэтому ждать от него и России уступок Армении не стоит — мяч, что называется, находится на стороне Баку, победившего во второй, 44-х дневной карабахской войне. И своим упрямством, оттягиванием процесса раздела границы, подписания мирного договора Армения только усугубляет ситуацию и загоняет себя в тупик.

Пашинян признал, что переговоры в Брюсселе (заметим, на эту площадку он традиционно возлагает большие, но несбыточные надежды) были «непростыми». На заседании армянского правительства он огласил их «подробности», суть которых невозможно уловить и, в силу этого, легко интерпретировать.

В изложении АрмИнфо, премьер заявил следующее: «Понятно, что обсуждение было объемным, непростым. Но я хочу зафиксировать, что наши цели остаются и должны оставаться такими, как я заявлял в своих публичных выступлениях». Тут возникает вопрос: в каких именно? Их было много, и все — разные.

Далее он подчеркнул, что правительство РА провозгласило мирную повестку, и нужна решимость для ее реализации: «Мы все должны понимать, что это непросто и не однозначно, а возможные решения не очевидны». Но «последовательная работа» должна продолжаться: «Необходимо, и это желание народа, чтобы в нашем регионе днем ранее установился прочный и всеобъемлющий мир». Словом, сплошной туман.

Но есть и конкретика с армянской стороны. Так, лидер партии «Республика» (политический союзник Пашиняна) Арам Саркисян пишет о необходимости выхода Армении из ОДКБ «с целью увеличения политического, военного и экономического влияния Запада» на РА. Он поясняет: «Россия все равно не продает нам оружие, эта организация не выполняет свои обязательства по обеспечению безопасности Армении, нахождение в ОДКБ же мешает нам получать более серьезную военную помощь, о чем прямо заявили дипломатические службы США и Франции».

По подсчетам соратника Пашиняна, в случае «избавления от ОДКБ», западная военная помощь Армении может достичь 250-400 млн долларов в год. При этом он признает «рискованность» выхода Армении из организации. Однако «если оставить все по-прежнему, то все закончится потерей Арцаха (Карабах), перекройкой границ Армении по советским картам в ущерб нам, и утерей суверенитета Армении».

Заметим, что такая точка зрения хорошо прижилась в прозападных армянских «элитах», и она во многом способствует пролонгации переговорного процесса по разделу границы с Азербайджаном и подписания с ним мирного договора: в Ереване на удивление свято верят, что «Запад нам поможет».

Между тем помочь может только четкое следование сторонами конфликта трехсторонним договоренностям лидеров РФ, АР и РА от 9 ноября 2020 года, а также сохранение российской миротворческой миссии в конфликтном регионе, сколько бы ее не «пинали» за пассивность. Разговоров по поводу ввода иного миротворческого контингента — немерено, но до сих пор в Карабах не рвутся ни любимые армянами французы, ни американцы: «грязную работу» и подрыв на минах они оставляют «русским» и «аборигенам». Ну а там — «как карта ляжет».

Ирина Джорбенадзе