Posted 15 ноября 2022,, 20:57

Published 15 ноября 2022,, 20:57

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Украина пережила самый сильный с начала СВО ракетный удар, «формула мира» от Зеленского, Польша пытается понять, кто ее взрывает

15 ноября 2022, 20:57
Российская специальная военная операция продолжается: главное за 15 ноября.

В день официального начала работы саммита «двадцатки» в Джакарте Россия обрушила на Украину самый сильный с начала специальной военной операции ракетный удар. А завершился день грандиозным скандалом в Польше, на территорию которой упали две ракеты. Горячие головы уже успели обвинить в этом Россию.

Саммит G20 обошелся без скандалов

Основные события, за которыми следит весь мир, разворачиваются в эти дни на Бали, где проходит саммит G20. И хотя деловая активность главы российской делегации Сергея Лаврова была запланирована на сегодня, события неожиданно начали разворачиваться накануне утром. Западные СМИ сообщили, что Лавров по прибытии в Джакарту был госпитализирован. Представитель МИД России Мария Захарова назвала эту информацию «высшим пилотажем фейков», опубликовав видео со вполне здоровым Лавровым, который в футболке и шортах работает над документами, готовясь к встрече с лидерами ведущих экономик мира.

Главная интрига форума была связана с подписанием совместного коммюнике: жесткие формулировки, предлагаемые представителями Запада, явно не могли устроить Россию, а то, насколько стороны готовы идти на уступки, понятно не было практически до самого начала встречи. Однако, вопреки опасениям, итоговый документ удалось согласовать, и председательствующая в G20 Индонезия может записать себе в актив проведение практически идеального саммита в условиях, пожалуй, самого серьезного раскола «двадцатки» за всю ее историю. Более того, встреча даже не была ознаменована уже ставшими привычными демаршами в виде ухода делегаций во время выступления их политических оппонентов.

Самым длительным по времени оказалось обращение Владимира Зеленского, точнее — видеозапись обращения к G19 (Россия, вероятно, из адресатов была исключена), продемонстрированная участникам саммита. При регламенте в три минуты для глав делегаций членов «двадцатки» речь украинского президента заняла 20 минут.

Он заявил о десяти условиях «формулы мира», предлагаемой Киевом: радиационная и ядерная безопасность; продовольственная безопасность; энергетическая безопасность; освобождение всех пленных и депортированных; выполнение Устава ООН и восстановление территориальной целостности Украины и мирового порядка; вывод российских войск и прекращение боевых действий; возвращение справедливости; противодействие экоциду; недопущение эскалации; фиксация окончания конфликта. Зеленский назвал Украину «лидером миротворческих усилий», предложив России доказать свое желание мира. Но тут же оговорился: «Очевидно, что словам России доверять невозможно, и не будет никаких (соглашений — ред.) „Минск-3“, которые Россия нарушит сразу».

В Москве выступление Зеленского расценили как отказ Украины вести переговоры. В частности, об этом заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Констатируем главное: позиция — и де-факто, и де-юре — украинской стороны, которая неоднократно излагалась президентом Зеленским, свидетельствует, что Украина и де-факто, и де-юре не может и не хочет вести переговоры. Соответственно, цели РФ будут осуществляться посредством продолжения специальной военной операции», — отметил Песков.

Схожее мнение высказал Сергей Лавров, добавив, что Зеленский выдвигает «нереалистичные и неадекватные ситуации» условия урегулирования конфликта и не слушает советов Запада начать переговоры.

По словам главы российского МИД, Москва не собиралась затрагивать тему украинского конфликта, поскольку саммит G20 посвящен другим вопросам, которые и нашли отражение в «содержательной части» декларации. «Но если уж так хочется эту тему затронуть, то давайте зафиксируем, что по ней есть различия», — заявил Лавров. Именно это, по его свидетельству, российской делегации и удалось осуществить. Наряду со словами о том, что «многие делегации осудили» действия России, в итоговом документе появились строки о том, что «были изложены и альтернативные точки зрения». При этом, отметил глава МИД, в ходе первого пленарного заседания США и другие страны сделали много агрессивных заявлений в адрес России.

В целом по итогам саммита можно констатировать, что международной изоляции России на Бали не произошло. Помимо выступления на пленарных заседаниях по продовольственной и энергетической безопасности, а также по здравоохранению, Лавров встретился с генеральным секретарем ООН Антониу Гутерришем и провел беседы с президентом Франции Эммануэлем Макроном и канцлером Германии Олафом Шольцем, в ходе которых была подтверждена готовность европейских лидеров продолжить контакты с президентом РФ Владимиром Путиным для поиска договоренностей, которые позволят урегулировать украинский конфликт.

Не произошло и исключения России из G20, к чему активно призывала Украина. Напротив: накануне саммита желание видеть Путина на Бали высказал не только Олаф Шольц, но и глава Еврокомиссии, которая ранее настаивала на изоляции российского лидера. «Я бы хотела, чтобы президент Путин был здесь, чтобы мы могли поговорить с ним лицом к лицу», — заявила Урсула фон дер Ляйен в интервью Bloomberg TV. Из этого можно сделать вывод, что мысль о необходимости переговоров для прекращения глобального противостояния находит все большую поддержку в европейском дипломатическом сообществе.

На Украине воздушная тревога на шесть часов подряд

Едва Сергей Лавров успел улететь из Джакарты, как энергосистема Украины подверглась мощнейшему ракетному удару. Как заявил в эфире телемарафона спикер Воздушных сил этой страны Юрий Игнат, по своей силе он превзошел удар 10 октября, последовавший после теракта на Крымском мосту. Сирены воздушной тревоги звучали почти шесть часов над всей территорией Незалежной. Около 100 ракет было выпущено по целям в Киевской, Одесской, Черкасской, Хмельницкой, Николаевской, Кировоградской, Харьковской, Львовской, Винницкой и Сумской областях. Затем последовала атака беспилотниками, которые, как сообщили российские военкоры, обрушились на Одесскую, Николаевскую и Киевскую области.

Примечательно, что накануне Игнат объявил, что американско-норвежские зенитно-ракетные комплексы NASAMS и Avenger, которые предполагалось использовать в связке с немецкими IRIS-T, заступили на защиту воздушного пространства Украины. Но это не помогло отбить атаку.

Украинская энергосистема вновь оказалась в коллапсе, в целом ряде городов, включая Киев, Львов, Ровно, Хмельницкий и Харьков, частично или полностью пропали свет и интернет, остановился транспорт, а также были зафиксированы скачки напряжения и проблемы с мобильной связью.

Министр энергетики Украины Герман Галущенко отметил, что «попадания происходят по всей украинской энергосистеме: как по объекту генерации, так и по системе передачи электроэнергии». Также он предположил, что последствия ракетных ударов могут ощущаться и за пределами страны. «Эта атака может повлиять не только на энергосистему Украины, но и на энергосистемы некоторых наших соседей», — заявил министр.

И, похоже, эти опасения подтвердились. СМИ сообщили, что после ракетной атаки неожиданно без света осталась часть Молдавии — перестала работать высоковольтная линия Исакча-Вулканешты-МДРЕС, через которую в страну поступает электричество из Румынии. Как пояснил молдавский вице-премьер Андрей Спина, сами линии электропередач повреждены не были, произошло автоматическое отключение в целях безопасности.

В офисе Зеленского ситуацию после российских ракетных ударов назвали критической. «Больше всего попаданий зафиксировано в центре и на севере страны», — заявили там. А глава офиса Андрей Ермак посчитал происходящее ответом на выступление украинского президента на саммите G20.

На Польшу упали чьи-то ракеты

Уже вечером ленты информагентств запестрели тревожными сообщениями. Сначала пожарная служба Польши сообщила о гибели двух человек при взрыве на зерносушилке в Пшеводуве (недалеко от границы с Украиной) — без какого-либо объяснения причин происшествия. Затем стали появляться данные о том, что на территорию Польши упали две ракеты. Вскоре в ряде западных и украинских СМИ поспешили сообщить, что ракеты эти якобы российские.

Резкие заявления сделали и некоторые зарубежные лидеры. «Если Польша подтвердит, что ракеты также попали по ее территории, это будет дальнейшая эскалация со стороны России. Мы твердо поддерживаем нашего союзника по ЕС и НАТО», — подчеркнул премьер-министр Чехии Петр Фиала. А министр обороны Латвии Абрис Пабрикс прямо обвинил Москву в том, что российские ракеты упали в Польше.

При этом польский военный эксперт Ярослав Вольский, первым опубликовавший фото обломков, пояснил, что не может с точностью идентифицировать их, а также исключить, что они не являются частями украинских ракет ПВО.

Между тем официальная Варшава призывает воздерживаться от скоропалительных выводов и публикации неподтвержденной информации. «В связи с чрезвычайной ситуацией премьер-министр Моравецкий по согласованию с президентом Дудой распорядился созвать встречу Комитета по национальной безопасности и вопросам обороны. Информация, которая будет представлена на Комитете, будет позже, если это будет возможно, в максимальной степени доведена до сведения общественности», — заявил пресс-секретарь правительства Польши Петр Мюллер.

Схожей позиции придерживаются и в Пентагоне. «Не будем спекулировать без фактов», — ответил пресс-секретарь министерства обороны США бригадный генерал Пэт Райдер на вопрос о возможности применения 5-й статьи устава НАТО из-за инцидента в Польше. По его словам, в Пентагоне отсутствует информация о происхождении упавших ракет.

В свою очередь, в Минобороны России подчеркнули, что заявления польских средств массовой информации и официальных лиц о падении якобы «российских» ракет в районе населенного пункта Пшеводув является намеренной провокацией в целях эскалации обстановки. Никаких ударов по целям вблизи украинско-польской государственной границы российскими средствами поражения не наносилось, сообщили в оборонном ведомстве.

Кроме того, как отметили в Минобороны РФ, обломки с места происшествия, фото которых были опубликованы польскими СМИ, не имеют никакого отношения к российским средствам поражения.

Мария Осадчая